От ПикАссо до ПикассО
Вчера в парадных залах Зимнего дворца состоялась церемония открытия выставки самого дорогого на планете художника из собрания Национального музея Пикассо в Париже
Со времени последней обширной выставки произведений Пабло Пикассо в Петербурге прошло более полувека. Но экспозиция, открытая в 1956 году в Москве, а годом позже показанная в Ленинграде, была в четыре раза меньше. Однако тогда это не помешало художнику буквально перевернуть страну, повлияв своими работами на мировоззрение тысяч человек.
Вряд ли подобного эффекта удастся достичь в наше время, когда нет железного занавеса и творчество всемирно известного художника вошло во все хрестоматии по искусству. Но все-таки узнать о нем больше, проследить его развитие от «голубого» периода до последних работ, от Испании (где фамилию художника произносили как «ПикАссо») до Франции (где он стал «ПикассО»), а главное, попробовать воспринять их в обстановке роскошных парадных залов Эрмитажа, смогут все.
– Сегодня мы произносим «ПикассО», потому что эта выставка – одно из центральных событий Года Франции в России, – сразу ответил на один из главных вопросов русской интеллигенции директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Выставка непростая, так как делали ее два музея «с характерами», но все-таки она удалась. Выставка отражает две вещи: во-первых, такой большой выставки этого художника у нас никогда не было. Но и у Пикассо никогда не было выставки в главных помещениях Эрмитажа. Эта выставка располагается в главных военных залах Зимнего дворца – в Восточной галерее, где обычно висят портреты императоров, в Фельдмаршальском зале, в Военном, Гербовом, где собирались губернаторы на представление императору, и в Пикетном зале. Само по себе это замечательно, это торжественно, это наша дань уважения Пикассо. Напомню, выставка 1956 года была на третьем этаже.
Экспозиция, включающая 280 предметов искусства, в том числе 85 картин и 30 скульптур, графику и фотографии, построена по хронологическому принципу. Специально для России был подготовлен раздел проектов для постановок «Русских сезонов» Сергея Дягилева – этюды и макеты декораций, занавесов, костюмов, а также фотографии из личного архива Пикассо и графика. Конечно, практически все это уже можно было увидеть некоторое время назад в Москве, но даже по сравнению со столичной выставкой, экспозиция в Эрмитаже была еще расширена за счет фотографий – зачастую удивительных. Среди представленных произведений – снимок Игоря Стравинского, который сделал Ман Рэй, фотографии Пабло Пикассо с хореографом Леонидом Мясиным, снятые предположительно Жаном Кокто, снимки, запечатлевшие Дягилева и его знаменитых танцовщиц…
Начинается выставка в Восточной галерее кроваво-красным, ярким на фоне ранних монохромных работ Пикассо пятном – полотном «Смерть Касагемаса». Оно было написано в память о друге, молодом художнике и поэте, покончившем жизнь самоубийством. Его голова и горящая свеча на красном фоне оттеняют достаточно аскетичные, голубоватые тона других, кстати, вполне традиционных, картин этого периода, вызывающие ассоциации, к примеру, с Эль Греко (например, портрет женщины с бельмом «Селестина»).
Далее на выставке холодные тона сменяются теплыми, так называемым «розовым» периодом («Автопортрет» и «Два брата»), затем черные линии в картинах художника становятся все ярче, а полотно «Три фигуры под деревом» и вовсе декларирует влияние африканского искусства. Затем мы видим вновь кратковременное возвращение к традиционной живописи с ясными образами («Живописец и его модель»). На этом выставка делает паузу, заставляя посетителей прошествовать через сохранивший свою эрмитажную строгость Фельдмаршальский зал… с одной-единственной работой Пикассо – «Резня в Корее». После этого настроение работ Пикассо врывается в душу зрителя в Гербовом зале.
В центре просторного помещения с приглушенным светом возвышаются женские бюсты и головы – скульптуры, а вокруг наступают «метаморфические» полотна – белая фигура «Акробата», огромное бесформенное розовое пятно «Обнаженной в саду», а позади, в дальнем конце зала, «ангажированная» живопись и знаменитая «Кошка, схватившая птицу» (аллегория сдачи Мадрида франкистам весной 1939). После этого зритель переходит в тихий Пикетный зал, где, среди выступающих из стен рыцарских доспехов, под золотой люстрой, подобные бумажным фигуркам, проступают скульптуры, искривленные в пространстве, – «Стул», «Женская голова», «Женщина в шляпе». А картины на стенах ведут диалог – нет, даже жаркий спор – со старыми мастерами.
После этого посетителям выставки предлагается подняться на третий этаж, где можно будет изучить раздел, посвященный русским балетам, а также произведения Пикассо из коллекции Эрмитажа.
прямая речь
Фредерик Миттеран, министр культуры и коммуникаций Французской Республики:
– Выставка Пикассо в Эрмитаже – проявление дружбы между Россией и Францией. Это символ наших отношений во всей их сложности. Нет ни малейшего сомнения, что и нынешние посетители Эрмитажа разделят воодушевление тех, кто побывал на выставке Пикассо в 1956 году.