Как обезвредить нелепое постановление?
Помните у Чуковского: «Ехали медведи на велосипеде», а за ними веселая вереница самых разных зверей и насекомых. «Вдруг из подворотни страшный великан, рыжий и усатый Та-ра-кан! Звери задрожали, в обморок упали… И сидят, и дрожат под кусточками, за болотными прячутся кочками… Вот и стал Таракан победителем и лесов и полей повелителем». Очень похожая история произошла в этом году с петербургскими кинематографистами.
10 февраля появилось подписанное губернатором Петербурга постановление № 153 «О взаимодействии исполнительных органов государственной власти при проведении кино- и видеосъемок в Санкт-Петербурге». С этого дня все, кто хочет провести съемку на улицах города на Неве, должны за 45 дней подавать заявку в комитет по культуре, предоставив туда сценарий, план размещения съемочной техники и еще ряд документов. Специально назначенный чиновник принимает эти заявки, согласовывает их с 9 (девятью!) комитетами администрации, после чего дает или не дает разрешение на съемку. И хотя основанием для документа были названы «меры господдержки кинематографа», постановление не только усложнило проведение съемок в городе, но в большинстве случаев сделало их невозможными.
В самом деле, какой кинорежиссер может с полной уверенностью сказать, что именно он будет снимать через 45 дней, если сама подготовка, связанная с выбором актеров, мест для съемок и нужной техники, занимает иногда всего месяц, неделю или даже день. Кто гарантирует режиссеру погоду, здоровье и присутствие артиста? Да и сам чиновник не может гарантировать, что в назначенный день в северную столицу не нагрянет российский премьер или высокий иностранный гость и все движение в городе будет перекрыто. Тогда не только на съемку – домой не попадешь. Так что же за вредители подсунули на подпись губернатору столь нелепый документ?
Выяснилось, что к составлению данного постановления имел отношение только один бывший киношник – Дмитрий Бродский, наиболее известный коллегам как директор картины «Действуй, Маня!» (1991 год). Ныне Бродский отошел от кино, будучи уволенным со студии «Ленфильм» по сокращению штата, и числится директором Института культурных программ при комитете по культуре Санкт-Петербурга. И мало кто из кинематографистов узнал бы о существовании этого человека, если бы он вдруг не был назначен председателем только что созданной кинокомиссии и не присвоил себе право руководить киносъемками в масштабах города в соответствии с новыми правилами, им же сочиненными.
Так почему же этот человек оказался во главе управления кинематографическим процессом нашего города? Кто позволил ему это? На каком основании? Оказывается, Министерство культуры РФ выступило с идеей создания в России нового звена кинопроизводства – национальной кинокомиссии. Ее цель – привлечение иностранцев к съемкам фильмов на российской территории, а также продвижение отечественных картин в мировой прокат, что должно принести стране небывалые доходы. Так комментируют это нововведение чиновники из Минкульта. Эта национальная кинокомиссия создаст целую паутину из множества региональных кинокомиссий, подчиненных центру в Москве. И – что самое важное! – финансироваться вся система будет из госбюджета РФ.
Конечно, узнав об этом соблазнительном новшестве, чиновники из комитета по культуре Петербурга решили никого к этой кормушке не подпускать. Тем более что в их ведомстве оказался бывший ленфильмовец Дмитрий Бродский. Оставшись дилетантом в вопросах кинопроизводства, этот деятель вместе с коллегами из комитета быстренько состряпал пресловутое постановление, и те подсунули его на подпись губернатору Матвиенко. Вот так Дима Бродский присвоил себе право давать или не давать разрешение на съемки в указанные им сроки. Но ведь кинокомиссия была задумана Минкультом как средство для привлечения иностранцев. Так почему же в руках петербургских чиновников она обернулась средством создания небывалых сложностей для отечественного кино?
В ответ на возмущение кинематографистов Бродский высказался в газете «Санкт-Петербургский курьер» (03.06.2010): «…вопрос 45 дней вообще звучит философски. Проблему надо решать в индивидуальном порядке». Однако в постановлении, подписанном губернатором, эта цифра выглядит совсем не философски, а очень даже конкретно. И пренебрегать ею – значит нарушать региональный закон, на страже которого стоят органы правопорядка.
Стремясь обезвредить постановление № 153, кинематографисты Петербурга создали инициативную группу из представителей всех направлений кино и телевидения, которая в течение полутора месяцев вырабатывала разумные правила для киносъемки в городе. Или скорее пыталась узаконить ту практику проведения съемок, которая была отработана десятилетиями и позволила снять сотни фильмов. Однако неожиданно на стороне Бродского выступил председатель правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Дмитрий Месхиев. В той же газете он высказался в поддержку постановления.
– Если раньше, – говорит Месхиев, – деньги кинематографистов уходили в карманы «действующих нелегитимно чиновников», то теперь все согласования проводятся бесплатно. Раньше как было: надо снимать в каком-нибудь музее, и, естественно, приходилось платить наличными руководству этого музея. Сейчас, как я понимаю, эту проблему фактически за меня будет решать город в лице комитета по культуре.
Какая благодать! Прикажет город в лице Бродского директору Эрмитажа Пиотровскому или директору Русского музея Гусеву пустить съемочную группу в их музейные угодья – и те, конечно, обязаны будут подчиниться. Неужели не стыдно опытному кинематографисту нести такую чепуху?!
– 45 дней – вполне приемлемый срок, – продолжает кинорежиссер Месхиев. – Но это не значит, что, если кинематографист придет за 20 дней, ему будет отказано. Директор Института культурных программ Дмитрий Юрьевич Бродский, будучи кинематографистом с многолетним стажем, прекрасно понимает все особенности кинопроизводства, он меня убедил, что в случае необходимости возможно обеспечить согласования за меньший срок.
Месхиев не только оправдывает все нелепости постановления, но и поддерживает коррупционные возможности для решения искусственно созданной проблемы, предлагая нам договариваться с Бродским! И наконец, апофеоз демагогии.
– Этот документ свидетельствует об абсолютно правильном движении правительства Петербурга в сторону помощи развитию кинопроизводства, – говорит Месхиев. – Это первый и очень важный шаг в создании правильного механизма организации съемок в том виде, как это принято во всех цивилизованных странах. И это позволит нашему городу стать привлекательным для производителей всего мира.
Я не могу назвать ни одного кинематографиста, находящегося в здравом уме, который мог бы провозглашать такие глупости. Но ведь это говорит не просто какой-нибудь безответственный киношник, а председатель правления Союза кинематографистов Санкт-Петербурга. Так почему же Месхиев позволяет себе нисколько не считаться с мнением и опасениями кинематографистов северной столицы? Почему он выступает в тандеме с чиновником от комитета по культуре? Да потому, что он тоже входит или собирается войти в региональную кинокомиссию, деятельность которой будет оплачиваться из федерального бюджета. Какой же предприниматель откажется от такой халявы?! А Месхиев, будучи известным в городе ресторатором, хозяином павильонов РВС, сдающихся в аренду, такого не упустит. Я не против того, чтобы он еще подзаработал. Однако, занимая пост председателя СК, нельзя плевать на товарищей и ставить меркантильные интересы выше интересов кинематографа! Но это вопрос будущего профессионального обсуждения в Союзе кинематографистов.
А пока вернемся к сказке Чуковского. Там, если помните, «вдруг из-за кусточка, из-за синего лесочка, из далеких из полей прилетает Воробей… Взял и клюнул Таракана, вот и нету великана». Эх, если бы все в нашей жизни было бы так же просто. Но, к сожалению, происходит как раз обратное: мелкие и жадные временщики регулируют нашу жизнь, превращая ее в тяжелую комедию абсурда.
Юрий Мамин, кинорежиссер