«Сокуров пробивается к самому главному в человеке»
Документальный цикл телеканала 100 ТВ, снятый выдающимся российским режиссером Александром Сокуровым, принял участие в специальной программе 32-го Московского международного кинофестиваля. Участие «Интонации» – прецедент: никогда прежде в ММКФ не принимали участие телевизионные проекты.
–Это уже второй выход творческой группы FM TV телеканала 100 ТВ на большую международную арену, – сказал Александр Сокуров накануне фестиваля. – Наш первый выход с фильмом «Читаем «Блокадную книгу» состоялся на Венецианском фестивале, а сейчас все шесть фильмов цикла «Интонация» будут показаны в официальной программе Московского кинофестиваля. Для нас, конечно, это чрезвычайно важно, поскольку нам не удалось познакомить с картиной большого российского зрителя. Кроме петербургского эфира на 100 ТВ показов больше не было, и мы не имели никаких других возможностей донести нашу работу до российской публики.
– Сама идея личных бесед режиссера с крупными личностями современной России – исключительно богатая и плодотворная, – поделилась своим впечатлением киновед, специалист по отечественному кинематографу Вера Иванова. – Смотреть очень увлекательно, хотя в кадре только два разговаривающих человека, нет ничего лишнего, и все внимание приковано к движению мысли.
Собеседниками Александра Сокурова в шести документальных фильмах-беседах стали председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, композитор Сергей Слонимский, президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков, филолог Борис Аверин, глава РЖД Владимир Якунин и адвокат Юрий Шмидт. Для каждого из героев выбрано неожиданное место встречи. Так, общение с композитором записано в городском кафе, с судьей – в Исаакиевском соборе, с филологом – в стеклянном куполе Дома книги, с адвокатом Михаила Ходорковского Юрием Шмидтом Сокуров общается на фоне нарисованных облаков. Звучат самые резкие и нелицеприятные суждения о современном правосудии, о том, что такое общество, демократия, тюрьма и воля.
Драматургия каждого разговора естественным образом складывается как диалоги в лучших классических пьесах. Собеседники не говорят в унисон, их мнения порой сталкиваются в остром споре, заставляя зрителей не просто внимать, но внутренне участвовать в разговоре.
– Для меня самой интересной оказалась беседа с филологом Борисом Авериным, – сказал радиоведущий Михаил Верещагин. – Его мысли о прошлом и будущем России задели, что называется, за живое. Меня покорила эта удивительно яркая личность, его масштабный, незашоренный ум. Вообще, когда равновеликие собеседники свободно, раскованно и глубоко разговаривают об основополагающих вещах, о самой сути человека, – это уже событие.
– Мне кажется, Сокуров помнит что-то такое, что мы забыли навсегда, – рассказал Борис Аверин, специально приехавший на ММКФ, чтобы представить фильм из сокуровского цикла, в котором сам участвовал. – Я видел все шесть фильмов, он с каждым собеседником говорит по-разному. Сокуров пробивается к самому главному в человеке. Находит тот способ общения, который его выражает. Нет ничего скучнее жанра ток-шоу. Александр Сокуров взял этот жанр и вывернул его таким образом, что получился художественный фильм.
В 1992 году Александр Сокуров сделал документальный фильм о первом президенте России Борисе Ельцине – «Пример интонации». Тот пример оказался не единственным, и появился цикл «Интонации». Тут отдельная благодарность каналу 100 ТВ, Балтийской медиа-группе и продюсеру Олегу Руднову. Не боясь высоких слов, можно сказать, что действовал он во имя общественного блага. Как верно сказал Борис Аверин, общественное благо – это то, что не имеет никакого касательства к рыночным отношениям. Как говорит Александр Сокуров в своих «Интонациях», мы защищены друг от друга культурой.
Вскоре картина будет показана и в Европе.
Ольга Галицкая