Полеты во сне и наяву
В Петербурге состоялась европейская премьера шоу «Кортео» канадского «Цирка дю Солей»
Если бы шоу «Кортео» показывали по какому-нибудь западному телеканалу, наверняка первое, что мы бы услышали, было бы: «Пожалуйста, не пытайтесь повторить это дома». Действительно, практически каждый номер «Цирка дю Солей» в глазах зрителей расширяет пределы человеческих возможностей, но при этом исполняются они с такой легкостью и непринужденной улыбкой, будто артисты просто танцуют на дружеской вечеринке.
В «Кортео» – минимум клоунады и максимум акробатики. Пробежать под подпрыгнувшим человеком; взмыть вверх под купол шапито, держась за люстру одной рукой и при этом вращаясь вокруг своей оси; не только пройти по канату, но и потанцевать и полежать на нем – все это под силу ловким циркачам. И в то же время шоу, поставленное режиссером Даниэле Финци Паска, наполнено юмором и невероятно красиво по оформлению.
Зрительный зал разделен сценой на две половины. Постепенно заполняя его перед началом шоу, люди словно попадают в «игру в академический театр»: на сцене стоят люстры с электрическими «свечами», в которых дрожит огонь, на простом полупрозрачном занавесе нарисован занавес старинного театра – синий с золотыми кисточками. Из-за него «выглядывают» ангелочки, жирафы и бульдог в треуголке, а справа вверху, едва заметная, выглядывает обнаженная нимфа.
И вот в зале меркнет свет, а среди зрителей, в проходе, появляются… лошади. Но не настоящие, а нарочито тюзовские, как в детстве, когда из-под покрывала торчат четыре человеческих ноги, – того, кто играет «за голову», и того, кто «за туловище». Вместе с музыкантами, играющими на скрипке и гармони, они торопят опоздавших, интересуются у них, как дела, ссорятся и смеются, кто-то ходит колесом, а кто-то прыгает через голову. Наконец, всех разгоняет господин мощной комплекции, этакий Карабас-Барабас – и шоу начинается.
Заявленный «похоронный» сюжет шоу «Кортео» (перед премьерой режиссер объяснял, что спектакль – о похоронах клоуна, перед глазами которого проходит вся его развеселая жизнь), практически сразу оказывается уморительно шуточным, как в фильмах Эмира Кустурицы. «Покойник» подглядывает за происходящим, периодически вскакивает с кровати, чтобы приобнять какую-нибудь красотку или старого друга, а сверху ангел на веревочке то начинает спускаться к нему, то улетает прочь, резко выдернутый кем-то вверх.
Каждую секунду на сцене действует огромное число актеров, пространство сцены живет по всей длине и высоте: все вертится, крутится, парит, прыгает, и вот уже кажется, что это ты, зритель, летишь куда-то, а не главный герой, вокруг которого в бешеном темпе крутятся кровати, люстры и акробаты…
Хотя организаторы перед началом гастролей «Цирка дю Солей» и говорили, что их представления рассчитаны не на детей, а на взрослых, – невозможно себе представить ребенка, который заскучал бы хоть на минуту. Скорее, наоборот, зритель просидит весь спектакль с открытым ртом – когда будет, восхищенный, легонько подталкивать вверх миниатюрную женщину, летающую по зрительному залу на связке воздушных шариков; когда увидит девушек, висящих на одной ступне вниз головой; когда перед ним убежит вверх по ступеням ни к чему не прислоненной лестницы клоун на небывалую высоту; когда главный герой уедет вниз головой на велосипеде по светящемуся канату… И если, видя красоту и слаженность движений артистов, слыша нежную музыку и смеясь добрым шуткам персонажей, зритель мало аплодирует, то только потому, что боится вздохнуть.
Представления под куполом шапито на площадке у СКК «Петербургский» будут проходить до 8 августа. Вслед за петербуржцами удивительную программу посмотрят зрители в Казани и Москве.
Алина Циопа. Фото Ильи Снопченко