«Мы вывели на экран новую форму жизни»
На наши экраны выходит новый фильм канадского режиссера Винченцо Натали, прославившегося тринадцать лет назад футуристическим «Кубом». В своей новой картине Натали взял за основу идею о помещении в геном животного человеческой ДНК. Что из этого получилось, можно узнать, посмотрев ленту «Химера». Главную мужскую роль в этом фильме сыграл «оскароносец» Эдриен Броуди, актер-интеллектуал, западный аналог наших Василия Ливанова и Алексея Баталова. Почему он решил сыграть в фантастическом «ужастике», Эдриен рассказал в своем онлайновом интервью.
– Это не просто страшилка – это действительно очень интересное кино, фильм, который задает массу насущных вопросов.
– Но не отвечает на них?
– В кинематографе отвечать на вопросы, так же как и поучать, – занятие неблагодарное. Можно лишь привлечь внимание зрителей, то есть довольно большого количества людей, к некоторым проблемам. Что касается «подсказок» или ответов на них, то, знаете, из-за развлекательного характера, который все больше и больше становится присущим киноискусству, их вряд ли примут во внимание.
– Ваш герой выводит новую форму жизни. Судя по всему, для него «ничто не слишком»?
– Интересно, что совсем недавно пионер генной инженерии Крейг Вентер сумел синтезировать человеческую клетку, поэтому наш фильм в своем роде является провозвестником того, к чему могут привести безответственные эксперименты ученых.
– Об этом говорили еще создатели комикса «Халк».
– Все дело в том, что нашего режиссера и наших сценаристов консультировали не самые последние люди в генетике. Поэтому то, о чем говорится в «Химере», не просто слова, а слова, которые уже завтра могут стать реальностью. Мы старались, чтобы получилось страшно – потому что все это очень и очень серьезно. К сожалению, в наше время, если человека не напугать до полусмерти, он к завтрашнему дню все забудет. Или даже внимания не обратит.
– Ваш герой Клайв вместе со своей напарницей Эльзой синтезируют искусственное существо, которое называют Дрен (перевертыш английского nerd, то есть «кретин», и намек на то, что «химера» – отнюдь не идиотка. – Прим. ред.). Все вроде бы понятно, все по «Франкенштейну». И вдруг в ткань повествования влезает человеческая психология – этот отсыл уже к Айзеку Азимову?
– Или к Фрейду. На самом деле в картине так много всего переплелось, что очень тяжело разделить, где заканчивается «хоррор» и начинается психодрама. Ведь понять или, еще того хуже, определить дальнейшую судьбу киномонстра очень тяжело. Винченцо попытался сделать именно это. Ведь посмотрите, как все непросто: у ученых «рождается» Дрен. Сначала это просто комок плоти, но потом он начинает очень и очень быстро развиваться. К чему это может привести? Именно в этом настоящий смысл фильма: куда могут завести не просто эксперименты ученых, а «удачные» эксперименты. В нашей картине все переведено в психологическую плоскость, и я не скажу, что это самый сложный путь развития ленты. Клайв и Эльза – любовники, причем из тех эгоистов, которые живут для себя, не подвергая свой мирок нашествию детей. Но когда у них на руках остается нечто вроде дочери – начинаются конфликты. А так как «ребенок» растет не по дням, а по часам, то через некоторое время детская психология уступает место сексопатологии. В общем, как любят выражаться подростки, «все сложно».
– Ваш так нетривиально начинающийся фильм внезапно заканчивается типично-голливудской погоней, без которой, похоже, сейчас ни одна лента не обходится. Вас не коробит такое обращение с потенциально важным социально ориентированным материалом?
– Нет. Не коробит. Все-таки не стоит забывать о коммерческой составляющей любого кинодейства. Без него не будет никакого кино. В киношедевре 1931 года (имеется в виду «Франкенштейн» режиссера Джеймса Уэйла. – Прим. ред.) очень умело объединены элементы научной этики и коммерческого блокбастера. Поэтому фильм смотрится на едином дыхании. Понятно, что к настоящему времени в данном положении ничто не изменилось. Я бы не назвал концовку фильма неудачной. Скажем так: она вполне имеет право на существование.
– Чего вы не увидели в этом фильме?
– О чем думает Дрен. И это очень досадно. На самом деле мы вывели на экран новую форму жизни, которая не просто двигается, а еще и мыслит. Потенциально новый уровень, до которого – увы! – сценаристы не дотянули. А может, и дотянули, но эти сцены выкинули, не знаю.
– У вас есть даже «любовная» сцена с Дрен…
– Я постарался вытянуть из создавшейся ситуации все, что только можно. Было нелегко. Получилось или нет показать, что притяжение к монстру может быть гораздо интереснее самого монстра, – судить зрителям.
– Вы считаете клонирование рывком в будущее?
– Я считаю, что это как ящик Пандоры: можно выпустить наружу таких демонов – инфекции, вирусы, генные болезни и т. д., – что потом не оберешься. С другой стороны, я знаю, что многим людям клонированные органы помогают жить или бороться за свои жизни. Поэтому – каждый решает за себя. Нельзя просто взять и на государственном уровне запретить опыты. Это, кстати, показано в фильме: наши с Сарой (Полли, актрисой, сыгравшей напарницу Броуди. – Прим. ред.) герои просто уходят в подполье и начинают делать опыты нелегально после того, как корпорация запрещает им заниматься чистой наукой. Ученых вряд ли что-то может сильно испугать – все дело в том, что они и так насмотрелись на самые жуткие отклонения. Поэтому уж лучше наблюдать за тем, что они делают, и пробовать их корректировать, чем просто запрещать. Можно из «ящика Пандоры» выпустить жутких джиннов.
– Насчет джиннов – в вашем багаже теперь есть еще и фильм «Хищники» (выходит на российские экраны 8 июля 2010 года. – Прим. ред.). Боевая фантастика – это же совершенно не ваш жанр!
– Я стараюсь себя не ограничивать. К тому же актерам иногда нужно «выпустить пар», то есть сделать нечто такое, о чем он даже думать раньше не хотел. Поучаствовать в экстремальщине. «Хищники» – как раз такой вариант.
– Эта история уже была на экранах чуть ли не десяток раз.
– Ну и что? Некоторые истории не худо переделывать постоянно – потому что в них есть изюминка. Если мои «Хищники» провалятся в прокате – значит, я не сумел сообразить, что на этот корабль лучше билеты не брать.
– Что у вас в ближайших планах?
– Выходит «Эксперимент» – американский вариант знаменитого немецкого фильма 2001 года. Затем – «Авария», фильм в классических традициях о человеке, который свалился в машине на дно огромного оврага и пытается спастись. И затем «Полночь в Париже» – это очередной фильм Вуди Аллена. Пожалуй, пока это все!..