Быть с Джоном Малковичем
В Петербурге известный голливудец доказал, что на сцене он не менее убедителен, чем в кино
В Концертном зале Мариинского театра в рамках XVIII фестиваля «Звезды белых ночей» прошел премьерный спектакль «Адская комедия: Похождения серийного убийцы» с участием голливудской звезды.
Актер приезжал в Петербург уже во второй раз. Несколько лет назад он снимался здесь в киноленте режиссера Тома Робертса «По этапу», в которой играл со своей давней подругой и партнершей Ингеборгой Дапкунайте.
Малкович остается преданным не только местам, где ему нравится бывать, но и людям, старается не менять своих привычек – даже в плотно расписанные дни репетиций заядлые болельщики Джон и Ингеборга смотрели чемпионат мира по футболу.
На премьеру приехала и жена Малковича – Николетт Пейран (с которой актер познакомился на съемках фильма Бертолуччи «Под покровом небес» и влюбился) и их двое детей – сын Луи и дочь Амандин. Приезд в Петербург был ожидаемым и приятным путешествием для всей семьи.
Актер польщен тем, что Мариинка, одна из лучших признанных сцен мира, проявила интерес к оперно-драматическому спектаклю, который поставил год назад в Вене режиссер Михаил Штурмингер (он же автор пьесы). Еще раньше – в 2007м – пьеса была разыграна с участием Малковича на оперной сцене в Лос-Анджелесе под названием «Соблазнение и отчаяние». Гастроли «Адской комедии» прошли во многих странах Европы, а также в Канаде, Турции и вот теперь в России. При одной и той же режиссуре спектакли выходят разными, в них участвуют оркестры и солистки того театра, где проходят постановки.
«Адская комедия» представляет собой рассказ, основанный на реальных событиях, который ведется от лица писателя и журналиста Джека Унтервегера – маньяка-убийцы, отсидевшего в тюрьме пятнадцать лет, а потом написавшего книгу о своей жизни. В пьесе Унтервегер, от имени которого говорит Малкович, предстает перед публикой уже после смерти, после того как закончил жизнь самоубийством: вспоминает своих любимых женщин, свою мать, своих жертв, которых он душил, и говорит, что «женщины – это единственный смысл жизни».
Во всех прежних постановках с Малковичем на сцене присутствовали только две певицы, исполнявшие классические арии, тем самым иллюстрируя душевные состояния героя, его борьбу с самим собой. В Мариинке режиссер Штурмингер, уже до этого неоднократно ставивший музыкальные спектакли, решил взять трех певиц. Но в конце концов число солисток выросло до пяти.
Уже на репетиции было понятно, как свободно и легко Малкович стал центром внимания не только в спектакле, но и вообще в зале, намагничивая пространство вокруг себя. Он вальяжно прохаживался по сцене, обращался к присутствовавшим с речами, по-дружески целовал возникшую в первом ряду Ингеборгу, обнимал пышногрудую певицу Ольгу Пудову, очень естественно (как того требовалось по роли) щипал ее за мягкое место, достоверно душил одну из своих жертв, которую играла Жанна Домбровская, в порыве сентиментальности приникал к животу своей матери по роли – Анастасии Калагиной... Иногда происходила путаница в восприятии – где же Малкович, а где писательубийца. Было похоже на переселение в мозг, почти как в знаменитом фильме Спайка Джонза «Быть Джоном Малковичем». МалковичУнтервегер заставил крутиться всех вокруг себя, давая толчок другим образам и даже самой музыке. Казалось, что актер знает все тайные мысли маньяка Унтервегера и в то же время остается в качестве наблюдателя за своим персонажем.
– Я никогда еще не собиралась на репетиции так тщательно накрашенная и приодетая, – призналась Ольга Пудова. – Малкович заставляет мобилизовываться, его прикосновения сексуальны, он источает сплошные флюиды, и это удивительным образом провоцирует новые возможности голоса. Режиссер не смог бы все это поставить без такого сильного актера, тут все дело в харизме.
Жанна Домбровская рассказала, что даже моменты удушения руками Малковича ей приятны:
– Его прикосновения мягки, он внимателен и осторожен, подсказал, как мне надо держать палец на горле, чтобы петля не затянулась по-настоящему. С ним действительно чувствуешь себя легко и раскованно.
Мало того что все пять героинь спектакля прекрасно поют, они еще и достоверно играют, и потому было бы неверным называть «Адскую комедию» моноспектаклем, как это обозначалось в некоторых анонсах.
– Мне жалко, что такой вечер происходит только один раз в Петербурге, – сказал корреспонденту «НВ» Джон Малкович накануне премьеры. – Это очень интересный опыт соединения драмы и оперной музыки. Ваши певицы просто потрясающи – пластичны, чувствительны, мне было очень легко с ними найти контакт.
У Малковича есть лишь начальное музыкальное образование, на сцене он не поет, как он говорит, «жалеет публику». Но эксперименты в театре – это его стезя, тем более что актер, успешно снимающийся в кино, более двадцати лет провел на театральной сцене, ставит спектакли сам и остается в этом случае результатом гораздо более доволен, чем в кино, где «при монтаже убирается очень многое и важное». Малкович сердится, когда его превозносят за кинороли, говорит, что «испытывает то же самое, что чувствует скрипачвиртуоз, которого похвалили за пару ударов по барабану». Джон Малкович подтвердил, что любая роль ему подвластна и что он даже мог бы создать образ… Екатерины Великой:
– Актер, как музыкант, обязан приспосабливаться к произведению. Это вовсе не значит, что ему непременно надо использовать собственный опыт и чтото списывать с себя. Я в жизни разный. Но очень часто совсем не тот, с кем меня сравнивают, увидев в кино или на сцене.