Наши люди везде наши
В конце июня в петербургском Европейском университете состоялась международная конференция «Научная диаспора и будущее российской науки».
Это первая конференция, на которую из разных стран мира собрались представители российской научной диаспоры. И речь шла о тех реформах, которые давно назрели в отечественной науке. Предложения звучали жесткие, но необходимые: организация независимой экспертизы научных проектов, омоложение кадров, создание исследовательских центров международного уровня, открытость в обсуждении важных вопросов…
Многие российские ученые, работающие сейчас за рубежом, серьезно озабочены нынешним состоянием отечественной науки и ее будущим. В частности, в выступлениях не раз звучала обеспокоенность недоверием власти к мнению ученых диаспоры, тем, что на письма в высшие российские инстанции нет никакого ответа.
Присутствовавший на конференции директор департамента международной интеграции Минобрнауки России Сергей Иванец заметил, что уже организован и работает «Курчатовский центр». Однако по поводу конкурентоспособности этого центра мнение диаспоры было однозначно негативным. Профессор нанотехнологии из Университета Карлсруэ (Германия) Александр Мирлин прямо заявил: «Никаких достижений в области нанотехнологий в «Курчатовском центре» я не заметил». Сергей Иванец сообщил и о новой инициативе своего министерства – рекордно больших грантах (до 5 миллионов долларов) с целью выявить и привлечь к работе передовых ученых как в России, так и за рубежом.
Однако и тут нашлось немало оппонентов: ученых, привыкших к западным стандартам, смущают нереальные и неразумные сроки подачи заявок (всего месяц), отсутствие иностранных ученых в совете экспертов, бюрократический закон о госзакупках, по которому проходят все российские гранты, навязывание российского индекса цитирования, который представляет собой череду случайных чисел. В таких условиях, считают ученые, работающие за границей, вероятность, что грант выиграют лучшие проекты, крайне низка.
Тем не менее некоторые предложения ученых уже получили поддержку правительства – это меры по облегчению визового режима, повышению мобильности ученых... Однако не столько эти факторы могут внушать оптимизм, сколько решение продолжить нелицеприятный, жесткий, но предельно честный разговор, начатый на конференции.
Лидия Березнякова