Культура

Марис Янсонс: «Оперетта оказалась на обочине»

21 июля 09:53


Выдающийся дирижер намерен вернуть легкий жанр в «зону общественного внимания»


Симфонические концерты open-air (на открытом воздухе) в Мюнхене проводятся в один из уик-эндов июля, и на них поочередно выступают два ведущих мюнхенских коллектива: мюнхенские филармоники и оркестр Баварского радио. Одеонсплатц, уютная площадь в самом сердце города, на время превращается в громадный концертный зал, вмещающий до четырех тысяч слушателей. А вместо сцены используется Арка полководцев – точная копия флорентийской Лоджии Ланци.

В этом году фестиваль «Классика на Одеонсплатц» отмечает десятилетний юбилей. По такому случаю оркестр Баварского радио подготовил особенную программу. На вопросы корреспондента «НВ» ответил художественный руководитель симфонического оркестра Баварского радио Марис Янсонс.

– Марис, скажите, насколько популярны в западном мире концерты на открытом воздухе?

– Очень популярны. Особенное распространение open-air концерты получили в Америке: на знаменитом Танглвудском фестивале целый месяц идут концерты. В Мюнхене сложилась красивая традиция; концерты проводятся при поддержке мэрии. В субботу играют мюнхенские филармоники. В воскресенье – оркестр Баварского радио. На следующий год очередность выступлений оркестров меняется. Единственный минус подобных мероприятий – зависимость от погоды. Однажды в Мюнхене из-за плохой погоды мы не смогли доиграть концерт и отменили второе отделение с исполнением Седьмой симфонии Бетховена. А в первом отделении Ланг-Ланг еще успел сыграть с нами Первый фортепианный концерт Бетховена. Вчера мюнхенским филармоникам не повезло, шел проливной дождь, и концерт не состоялся.

Разумеется, оркестр под дождем играть не может: у струнной группы тут же «едет» строй, для инструментов сырость – очень опасная штука.

В целом же традиция open-air концертов – полезное и приятное начинание. Такие концерты обязательно должны проводиться и в Петербурге, как это бывало раньше: летом на островах всегда играла музыка.

– Однако при питерской неустойчивой погоде такая традиция вряд ли приживется у нас…
– Но проводятся же концерты рок- и поп-музыки на Дворцовой площади. Там выступают западные рок-группы, в непосредственной близости от Эрмитажа, в уникальном архитектурном пространстве Дворцовой площади, – и все вокруг сотрясается от децибелов. Я считаю, это совершенно непозволительно. Не лучше ли проводить на Дворцовой площади концерты классической музыки?

– Что вы играете в этом году на Одеонсплатц?

– Составить программу open-air концерта – непростое дело. Обычно на таком концерте играют серьезную музыку, крупные сочинения: симфонии, инструментальные концерты. Я же в этом году решил отступить от правила и придумал программу легкую и развлекательную: вальсы и польки Иоганна Штрауса, отрывки из классических оперетт Легара и Кальмана, миниатюры Зуппе, Штольца и Крейслера. Словом, в этом году мы с оркестром Баварского радио погрузим слушателей в атмосферу музыки Вены. Программа называется – «На три четверти», потому что в трехдольном размере как раз и пишутся вальсы. Выбор темы для концертной программы, завершающей сезон, очень важен: тема призвана соединить разноплановые опусы в логически стройное целое.

Так вот, в Мюнхене я решил сыграть венскую музыку. Долго работал над композицией программы: нужно было добиться драматургической целостности, чтобы миниатюры сочетались по принципу контраста настроения, темпа и не возникало ощущения монотонии. Я пригласил к участию в концерте замечательных солистов, владеющих всеми тонкостями изящного венского стиля: певицу Ангелику Киршлагер, великолепного американского певца Томаса Хэмпсона, скрипача Юлиана Рахлина. Знаете, немного найдется оперных певцов, способных петь в оперетте. Но Хэмпсон к ним, безусловно, относится. Хотя все мы знаем его как исключительно глубокого, серьезного оперного певца, прекрасного интерпретатора Малера.
Недавно я случайно услышал по телевизору, как пела арии из классических оперетт Аня Нетребко на каком-то open-air концерте в Германии, – и пришел в восхищение: у нее получалось просто превосходно! Впрочем, Аня так талантлива, что может петь абсолютно все.

Чтобы правильно исполнять венскую оперетту, нужно иметь особенное чувство венского стиля и очень любить оперетту. Я решил, что один такой концерт в сезон, с легкой музыкой, станет удачным дополнением репертуара. Это как если бы вы все время ели мясо и рыбу – и вдруг вам предложили воздушное и нежное венское пирожное. Кроме прочих соображений, познакомиться с венским стилем было полезно для оркестра: «баварцам», как ни удивительно, раньше не приходилось играть миниатюры Штрауса и оперетты Легара.

Такие пустячки, как вальсы Штрауса, на самом деле трудно сыграть: они требуют гибкого ритма, нерегулярного, с оттяжками, замедлениями и ускорениями.

– Но насколько готова к восприятию венской музыки здешняя публика?

– Действительно, в Мюнхене оперетта далеко не так популярна, как в Вене. Во время войны и сразу после нее жанр оперетты был на высоте, люди слушали ее повсюду: тогда и в Мюнхене оперетта пользовалась спросом.

В Вене люди живут этой музыкой, со времен Иоганна Штрауса там сохраняется традиция проведения венских балов: все танцуют, веселятся и радуются жизни. Здесь, в Мюнхене, такой традиции нет.

К сожалению, сегодня мы видим, как хиреет жанр оперетты в мире: оперетту повсеместно вытесняет мюзикл. Похоже, у нас в стране времена Герарда Васильева и Татьяны Шмыги закончились. А я вырос в Риге, детство провел в оперном театре, где работала моя мама и отец; в те времена в Риге был очень хороший театр оперетты, и мы часто туда ходили. С тех пор любовь к оперетте живет во мне.

– Мне кажется, жанр оперетты вовсе не хиреет, а, напротив, оживает: все чаще оперетту ставят на оперных сценах. И не только в Венской опере, но и, скажем, в Копенгагене, где идет замечательно смешной спектакль «Веселая вдова» в постановке Гая Йоостена. В Москве за последние два сезона «Летучую мышь» поставили по крайней мере три оперных театра, включая Большой театр.

– И неудачно ставили, как я слышал. Мне кажется, все-таки театр оперетты как культурная институция переживает ныне кризис. Жанр оперетты оказался на обочине мирового музыкального процесса. Я считаю, это неправильно. Мюнхенским концертом я хочу отчасти восстановить оперетту в правах, вернуть ее в зону общественного внимания. Оперетта должна развиваться параллельно оперному жанру: так же, как существуют жанры камерной и симфонической музыки. Конечно, человеку нужна развлекательная, легкая музыка. Но теперь эту нишу заняла попса: а я против того, чтобы наши уши забивали всяким звуковым мусором. Конечно, в сюжетах оперетт вы не найдете философских глубин, в ней нет шекспировского размаха страстей и трагедийного накала. Мир оперетты – это легкие, непритязательные истории, любовные интрижки, веселая путаница. Но в этом – существо оперетты как жанра: она никогда не претендовала на сугубую значительность. Прийти в театр, послушать хорошую музыку, посмеяться и уйти с хорошим настроением – что в этом предосудительного? Вот для чего нужна оперетта.

Кроме того, оркестру нужно прививать навыки исполнения разной музыки. Недавно мы играли с ними музыку Эдгара Вареза, одного из отцов-основателей электронной музыки, – и это тоже был плодотворный опыт. Оцените, каков репертуарный диапазон оркестра?

Не могу не похвастаться: только что в ведущем музыкальном журнале Японии опубликовали свой рейтинг оркестров, в который вошло тридцать коллективов. Расклад немного отличается от рейтинга журнала Gramophone: в японском списке на первое место поставлен оркестр Берлинской филармонии, на втором месте – оркестр Венской филармонии, Королевский оркестр Концертгебау – на третьем. Зато четвертое место занял оркестр Баварского радио, тогда как в предыдущем рейтинге он был поставлен на шестую позицию. Так что, согласно японскому рейтингу, мы поднялись на две ступеньки выше. Впрочем, в Японии всегда придают особенное значение громкому имени.

 

Беседовала Гюляра Садых-заде, Мюнхен. Фото Кристиана Рудника
Афиша

26 мая

Шоу «Классика на Дворцовой»

25 мая - 23 сентября

Выставка «Скульптуры Сальвадора Дали», Эрарта

26 мая - 20 августа
Выставка «Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения», Русский Музей

Курс ЦБ
Курс Доллара США
67.18
0.305 (0.45%)
Курс Евро
76.72
0.536 (0.7%)
Погода
Сегодня,
20 августа
понедельник
+16
Сильный дождь
21 августа
вторник
+15
Умеренный дождь
22 августа
среда
+16
Облачно