Почтальону нужна реформа
Почему так плохо работает и так мало зарабатывает российская почта
Если все сферы российской экономики за минувшие 20 лет успели пережить по 5–10 кризисов и выйти из них, то почтовая сфера как вошла в кризис в начале 1990-х годов, так до сих пор в нем и сидит. Один известный петербургский политический деятель 18 лет назад выдал крылатую фразу: «При Иване Грозном почта из Москвы в Петербург шла три дня, а сейчас доползает за неделю». Оговорки оговорками, но сроки он назвал реальные. И самое интересное, что и сейчас, уже в новом веке, ждать посланий из соседней столицы приходится всю ту же неделю. Почтовики в ответ лениво оправдываются: а что вы хотите, много ли заработаешь на ваших письмах и открытках?..
То, что почта в нашей стране является планово-убыточным предприятием, которому государство доплачивает за выполнение социальных функций – доставку корреспонденции, – считается аксиомой. Даже в годовых отчетах «Почты России» в разделе «Финансовые результаты» первая строка гласит: «Выполняя социальную функцию, оказывая общедоступные услуги по регулируемым государством тарифам, ФГУП «Почта России» является убыточным предприятием».
Правда, если заглянуть в годовые отчеты их польских и чешских коллег, то там можно найти строку – прибыль с небольшой, но вполне приемлемой суммой. И это при том, что после вступления в Евросоюз их почта начала работать в достаточно жестких конкурентных условиях с западными коллегами.
Объяснений своим убыткам почтовое ведомство не дает – не раскрывает структуру затрат. Поэтому сложно сказать, насколько убыточны устанавливаемые государством тарифы. Правда, время от времени оно позволяет их повышать. Причем иногда достаточно резко. К примеру, цены на конверты и марки в конце прошлого года подскочили сразу на 17–19 процентов.
Но если кто-то думает, что почта действительно не может зарабатывать прибыль, особенно сейчас, в век электронных посланий, он глубоко заблуждается. Уже давно во всем мире почты зарабатывают деньги, причем весьма неплохие. Но не на телеграммах и другой корреспонденции, а на доставке товаров, заказанных в интернет-магазинах. Бум интернет-покупок нарастает и в России. По данным самой же «Почты России», только за первые 3 месяца этого года количество международных отправлений увеличилось на 50–90 процентов по разным категориям по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Наиболее популярны у наших граждан покупки в международном аукцион-магазине «eBay».
– Покупать здесь выгоднее, чем ходить по обычным магазинам и искать нужную вещь, – говорит постоянный пользователь «eBay» петербургский программист Дмитрий Коба. – В первую очередь из-за низких цен. Например, некоторые вполне симпатичные мобильные телефоны стоят там 70–80 долларов, а здесь они продаются уже по 7–8 тысяч рублей. Разница – в несколько раз. Есть даже люди, которые зарабатывают на этом. Они заказывают товар, а затем продают его здесь, имея свои 10 процентов. Некоторые даже одежду покупают там. Правда, если заказывать несколько позиций, то начнет интересоваться таможня. Ну а если сумма покупки превысит 10 тысяч долларов, то нужно на таможню отправлять декларацию.
Можно добавить, что покупая в «eBay», имеешь гарантию, что получишь не дешевую китайскую подделку, а настоящую вещь из Китая, которые заполняют полки американских и европейских магазинов. Поэтому в мире уже 14 процентов покупок совершается через интернет.
Казалось бы, вот она, золотая жила для почты. Доставляй людям товары со всего мира и имей с этого честную прибыль. Чем лучше будет доставка – тем больше будет заказов, тем больше денег. Но, увы, доставка товаров по России идет так же, как обычных открыток, то есть намного хуже, чем при пресловутом Иване Грозном (хотя в ту пору интернет-торговли еще не было).
В марте этого года разразился скандал, вызванный слухами о том, что «eBay» отказывается от работы с российскими покупателями из-за плохой доставки. Примеров более чем достаточно. Если товар, приобретенный в гонконгском магазине, за 3–4 дня пересечет весь Китай, то затем он надолго застрянет на российской границе и лишь через пару недель может, не торопясь, двинуться по России в поисках адресата. Подробности можно почерпнуть на сайте пользователей «eBay». Там обсуждается, что и где удобнее покупать, ну и, конечно, дела почтовые.
Например, новичок 9 июня на форуме пишет: «Посылка из Гонконга улетела 28 мая, а в России ее до сих пор нет. Следует принимать какие-либо действия?» Ответ более опытного покупателя: «Не следует. Волноваться начинайте с 28 июня». «Ясно… Буду ждать». Другой покупатель восторженно пишет: «У меня последняя посылка пришла за 12 дней! Почта заработала? Да и все посылки пришли разом».
То, что более поздние посылки могут раньше дойти до адресата, чем отправленные ранее, подтверждают и другие почтовые абоненты. И это очень неприятный симптом. Если бы доставка велась медленно, но стабильно – к примеру, все посылки доходили бы за месяц, с этим можно было или смириться, или выяснить, где на почте узкие места, – на сортировке, на перегрузке с одного вида транспорта на другой, на доставке до дома. Но то, что одна посылка находится в пути 2 месяца, другая – 2 недели, показывает, что никакой закономерности нет, все зависит от случая, от обстоятельств. Иными словами – почта не работает как система.
Правда, после того мартовского скандала «Почта России» решила ответить критикам – ведь потеря интернет-торговли ударила бы ее по карману. Почтовики заявили, что во всем виновата… таможня. В официальном заявлении говорится: «ФГУП «Почта России» осуществила модернизацию ряда мест международного почтового обмена, подготовила производственные площади для открытия новых, разработала логистическую модель перемещения международных почтовых отправлений с целью сокращения сроков их обработки и доставки. Почта России не может влиять на скорость таможенного оформления международной почты, поскольку этот процесс находится в ведении Федеральной таможенной службы».
Насчет таможни иллюзий никто и строит. Но, как выясняется, она не всегда виновата. Дело в том, что отследить путь прохождения почтового отправления достаточно просто через интернет. Есть так называемый трэкинг. В пункте отправления посылке присваивается идентификатор, зная который можно зайти на сайт любой почты мира и отследить путь багажа. Есть и специальный сайт для отслеживания писем авиа. По его данным можно точно установить, когда на один день на почте у письма приходится по 2, 3, а то и 8, проведенных в недрах таможни. То есть в этом случае вина таможни очевидна. Но если очевидно, что посылка за 3 дня добралась от китайской границы до Москвы, а затем на 10 дней застряла в почтовых «запасниках» (а такое сплошь да рядом), при чем тут таможня?
Главная проблема почты, наверное, в том, что конкуренция в сфере почтовых отправлений в России находится еще в зародыше, в отличие от стран Европы.
– Нынешняя «Почта России» похожа на холдинг «Связьинвест» 10-летней давности, – отмечает петербургский аналитик, гендиректор агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. – Почте нужна реформа, но это тяжелый и неблагодарный труд, и проще, конечно, жаловаться на трудности и просить помощи у государства.
Андрей Давлицаров