«Дело надо делать, господа!»
Сегодня Олегу Табакову – 75
УДИВИТЕЛЬНАЯ вещь: когда в конце семидесятых журналистские тропы однажды свели меня с Олегом Табаковым, то в разговоре вдруг выяснилось, что в годы наших детства-отрочества много было схожего. И любимые книжки почти одни и те же, и радиопередачи. А в цирке – безрукий артист Сандро Дадеш, который все делал ногами, и «чемпионат французской борьбы» с непременным негром по имени Франк Гуд. И драмкружки при дворцах пионеров. И стенгазеты «домашние» мы оба выпускали, и «театр» во дворе разыгрывали. И даже наши шеи совпадали: от 35 до 37 сантиметров... Если мысленно прикинуть: где его Саратов и где мой Иркутск, а вот надо же... Но, с другой стороны, мы принадлежим к одному поколению мальчишек военной поры (с обязательными «выступлениями» в подшефных госпиталях) и жили в одной стране, которая называлась Советским Союзом...
Впрочем, дело, наверное, все-таки не в «одном поколении», ведь и ровесники, даже родные братья, порой бывают диаметрально разными. Тут, вероятно, скорее некая схожесть душ. Скажем, среди прочего мне очень дорого, что Олег Павлович называет себя «анти-антисемитом» и поступает соответственно. Ах, если бы я встретил подобных ему в приемной комиссии МГУ, куда еще при Сталине из своей провинции, с медалью, приехал, чтобы учиться «на журналиста», но мигом получил от ворот поворот. А у Лёлика (как его звали родные и друзья), слава Богу, на другой год (когда меня точно так же не желали видеть и под крышей ЛГУ) в училище МХАТа все обстояло совсем иначе...
***
ПОСЛЕ того как на излете 50-х возник «Современник», я, чтобы туда попасть, разные «командировки» в Москву себе зачастую просто-напросто придумывал. И прямо с вокзала, даже рано утром, в поисках заветного «билетика» мчался на площадь Маяковского, где – между памятником поэту и гостиницей «Пекин» – в трехэтажном сооружении, потом снесенном, располагалось это ЧУДО. И хотя дома товстоноговским БДТ «сладостно отравлен» был уже вполне, это ефремовское детище тоже для меня быстро стало весьма необходимым. А в Питере они гастролировали обычно в ДК имени Первой Пятилетки, который, кстати, вслед за «Современником» надолго приютил «Таганку», и вообще в толстиковско-романовском «великом городе с областной судьбой» сей Дворец культуры был чем-то вроде оазиса...
Конечно, и сам Олег Ефремов, и Евгений Евстигнеев, и Игорь Кваша, и Лиля Толмачёва (перечислять можно долго) – артисты замечательные, но и совсем юный Олег Табаков уже тогда в этой компании тоже выделялся. Наверное, видел его почти во всех ролях и уж точно на всю жизнь запомнил... И Олега Савина из розовской пьесы «В поисках радости» (которая потом на кино-экране будет называться «Шумный день», причем Табаков играл и там и там), где актер со своим героем обликом и пластикой совпадали абсолютно. И трех его персонажей (американского туриста, фельдшера и продавца прохладительных напитков) из «Никто» Эдуардо де Филиппо, когда зрителю стало ясно, что Табаков не только хорош в характерных ролях, но и способен играть их сразу несколько. И московского школьника Толика, который, не попав в институт, оказался на строительстве Ангарской ГЭС, – из «Продолжения легенды» Анатолия Кузнецова. И Славку из володинских «Пяти вечеров», хотя у нас Кирилл Лавров в этой роли понравился мне больше, и вообще Товстоногов эту пьесу, конечно же, поставил грандиозно, «с волшебством». И опять-таки сразу трех его персонажей из потрясающего «Голого короля» по Евгению Шварцу. И в сочиненной чехом Вратиславом Блажеком «Третьем желании» пятидесятилетнего хама, маляра-алкаша, каждая фраза которого вызывала хохот зрительного зала... А ведь был еще спектакль по Василию Аксёнову «Всегда в продаже», где Табаков в очередной раз виртуозно исполнил опять-таки три роли: заведующей «торговой точкой» Клавдии Ивановны (это еще задолго до Калягина в телефильме про «тетю»!), лектора Клавдия Ивановича и Главного интеллигента Энского измерения, сильно смахивающего на Хрущёва. В том спектакле, по сути, ставился под сомнение сам советский режим, поэтому с той поры Табакова стали непременно приглашать на приемы во все иностранные посольства...
А еще – фильмы, много фильмов: «Шумный день», «Чистое небо», «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Война и мир»... Работал на износ. И в двадцать девять лет – инфаркт! Как сам позже признался, на больничной койке в голову лезли мысли, похожие на те, что одолевали Андрея Болконского, когда герой романа Толстого лежал на Аустерлицком поле. Главное, что понял, выйдя из больницы: «Впредь надо заниматься только тем, что сочту интересным и нужным». С тех пор так и живет...
***
ОСОБО надо вспомнить его работу в гончаровской «Обыкновенной истории», которую мудро инсценировал Виктор Сергеевич Розов. Запомнившийся зрителю главным образом в ролях светлых мальчиков, Табаков (вернее – его персонаж) здесь по ходу спектакля из вот такого ангелоподобного романтика, не способного защитить свою жизненную философию и свой душевный мир от обыкновенной пошлости, перерождался в некое «кувшинное рыло», в монстра, который теперь будет запросто делать карьеру да хоть на чужих костях... Об этом персонаже артист мне говорил:
– Мой Александр Адуев был, по сути, одним из идейных врагов и того же Олега Савина, который будённовской шашкой сокрушал полированную мебель, и Серёжки Львова из «Чистого неба», и Виктора Булыгина из «Людей на мосту», и Саши Егорова из «Испытательного срока»... Причём врагом последовательным, приходящим к закономерному финалу. Мой герой как бы предостерегал мальчиков-максималистов, что если их дела, их жизненные поступки не будут соответствовать их идейной программе, то итог окажется именно вот таким: некая «романтическая» взволнованность, неоплаченная твоими поступками, приводит, как это ни печально, сначала к прагматизму, а потом – к полному распаду души...
А вот таким было его мнение вообще по поводу своих любимых персонажей:
– Их объединяет «бремя страстей человеческих», потому что это люди, чьи души находятся в крайних состояниях. Меня в принципе занимают именно крайние точки состояния человеческой души, а узкий диапазон привлекает мало. И в жизни люди с малым диапазоном мне тоже неинтересны: знаете, есть такие – «девять десятых под водой»? Слишком уж много развелось ныне подобных «айсбергов» с неподтверждённой подводной частью...
Шли годы, он становился все старше, а проблемы, которые перед артистом возникали, оказывались все более сложными, но вот ВЕРА оставалась прежней:
– Очень не хочется, чтобы Олегу Савину было за меня стыдно. Во всяком случае, когда стыжусь чего-либо в себе (бывает и такое), представляю судьёй и его, и моего сына, и мою дочь, и моих учеников, и моих товарищей, какими они в середине пятидесятых годов создавали «Современник»...
***
МЫ ВСТРЕТИЛИСЬ на съемках «Обломова», и наш долгий, в несколько дней, разговор то прерывался, то продолжался, когда исполнитель главной роли имел такую возможность.
К той поре Ефремов уже давно был худруком МХАТа, а Табаков уже по собственной инициативе прекратил в «Современнике» вполне успешную деятельность на посту директора. Оставаясь там на «разовых» ролях, он из трех тысяч московских школьников отобрал сорок семь, которых стал обучать актерскому мастерству. Потом лучшие пятнадцать составили студию. Вместе очистили и отремонтировали заброшенное помещение бывшего угольного склада на улице Чаплыгина, которое позднее превратится в знаменитую «Табакерку». Ну зачем, спрашивается, преуспевающему актеру была эта обуза?
– Как говорили основоположники Художественного театра: «Студия – это нарождающаяся жизнь!» Вы заметили, что семьи, в которых есть дети, как правило, счастливее тех семей, где детей нет? Дети – здоровье семьи, прежде всего – духовное здоровье. Значит, и студия – процесс естественный, жизненный. А интереснее жизни трудно что-либо придумать...
Так его студия постепенно превращалась в знаменитый театр – да, из грязного подвала Олег Павлович вылепил, может, самый человеческий уголок новой театральной Москвы! К тому же, еще в 1983-м перейдя по приглашению Ефремова во МХАТ, Табаков стал там ярчайшим премьером. Вспоминаю, как хороши были его Сальери – в «Амадее», Сорин – в «Чайке», Фамусов – в «Горе от ума», Бутон – в «Кабале святош», а в «Обыкновенной истории» весьма «повзрослевший» исполнитель на этот раз предстал уже Адуевым-старшим...
***
НЫНЕ он руководит аж двумя коллективами, причем принял МХАТ (из названия которого мигом выбросил академическое «А») в плачевном состоянии и именовал себя «кризисным управляющим, генералом из ведомства Сергея Шойгу». Теперь в тех стенах добрые перемены: кроме Основной и Малой сцен есть еще и Новая; почти всегда – аншлаги; у актеров – самый высокий в столице заработок... В свое время успел и ректором школы-студии МХАТ поработать; и за океаном, в Бостонском университете, театральную студию Russian-American Performing Arts Center (которую сами американцы называют «школой Станиславского») основать; и немалое количество спектаклей (у нас и «за бугром») поставить; и стать весьма полезным в президиуме Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации... Список его киногероев приближается к двумстам, и большинство из них нам памятно, ну а интонацию его мультяшного жуликоватого Кота Матроскина познала и разучила вся страна. Он – «народный СССР», лауреат Госпремий СССР и РФ, а еще удостоен множества профессиональных званий, премий и наград. Ордена у него не только «наши», но и зарубежные...
Он – сверхуспешный, и это хорошо. Но лично мне иногда претит его, ну что ли, нескрываемое самодовольство, с которым порой откровенничает на телеэкране. Не только – про дела театральные, но и внутрисемейные: мол, мне – семьдесят, а жена – молоденькая и дети маленькие, могу!.. А еще – бесконечная демонстрация своего чревоугодничества. Апофеозом этого стало его 60-летие на мхатовской сцене: пожалуй, целых три часа, внемля поздравлениям, герой торжества за огромным пиршественным столом без остановки, на глазах всего Оте-чества (все это показало ТВ), смачно поглощал яства. Да, тут и устроителям действа, и самому юбиляру чувство меры отказало напрочь...
***
И ВСЁ ЖЕ этот воистину Артист, непревзойденный лицедей прежде всего – Богом избранный т р у д я г а! Спокоен, потому что всегда востребован:
– У меня была соседка Марья Николаевна. Сидела с маленьким Антоном Табаковым. А когда он пошёл в школу, слегла. Но встала – потому что моя первая супруга, Людмила Ивановна, родила девочку Сашу и с ней нужно было нянчиться. А потом Марья Николаевна отвела в школу Сашу Табакову – и умерла. Мы живём, пока востребованы...
Он убежден:
– Мужчине, который не в состоянии прокормить жену и детей, надо в паспорте писать: «Пол – средний»...
В наше время, когда со всех сторон – нытье насчет «кризиса», он продолжает вовсю вкалывать:
– Я становлюсь банальным, но повторяю вслед за моим отрицательным героем из пьесы Чехова: «Дело надо делать, господа!» Этот принцип исповедую и, когда что-то удаётся, знаю, что и этот отрезок времени прожит не зря...
И он снова и снова д е л а е т д е л о…
Лев Сидоровский