Мнения и комментарии

Аскар Акаев: «Розу Отунбаеву я вырастил как политика»

19 августа

 

Временное правительство Киргизии лишило неприкосновенности экс-президента страны, что сам Аскар Акаев считает нелегитимным решением

13 августа временное правительство Киргизии лишило неприкосновенности экс-президента страны Аскара Акаева, с 2005 года проживающего в России. Бывшего президента обвиняют в совершении особо тяжких преступлений против Киргизии. Среди них – «допущение применения огнестрельного оружия против мирного населения, передача киргизских земель Китаю и Казахстану, а также уничтожение народного богатства и узурпация госвласти посредством так называемых «народных референдумов». В связи с этим Бишкек требует от Москвы выдачи Акаева, но в Кремле уже дали понять, что делать этого не собираются. Сам Аскар Акаев считает декрет о лишении его неприкосновенности нелегитимным и пояснил «НВ» свою точку зрения.

–Декрет так называемого временного правительства о лишении первого президента Киргизии статуса неприкосновенности я воспринял спокойно. Во-первых, мне нечего бояться, а во-вторых, этот документ не имеет юридической силы. Более того, он антиконституционен. Да и само временное правительство, которое должно было уйти в отставку после принятия новой конституции, является на сегодня антиконституционным. В основном законе страны нет ни слова о существовании подобного государственного органа. Получается, что так называемый декрет готовился членами несуществующего временного правительства. И Роза Отунбаева подписала этот документ не как «президент переходного периода», а как председатель временного правительства – опять же, несуществующего. Хотел бы подчеркнуть, что в соответствии и с прежней конституцией, и с новой, принятой по инициативе нынешних временщиков в Бишкеке, любые действия в отношении президентов и экс-президентов – прерогатива исключительно парламента. Значит, сегодняшняя власть нарушает конституцию, инициатором принятия которой сама же и является.

С другой стороны, мне эта самая неприкосновенность в общем-то и не нужна. Все эти обвинения далеко не новы, они выдвигались и пять лет назад. Тогда все возбужденные в отношении меня уголовные дела закончились крахом, и парламент не нашел никаких оснований для рассмотрения вопроса о моей неприкосновенности. Ведь ни одного цента, якобы «украденного Акаевым», так и не нашли. Что касается претензий по поводу территорий Киргизии, переданных Китаю, то еще во времена Великой Цинской империи и царской России имелись спорные участки на границе Китая и России. Они же оставались и во времена СССР. Факт существования спорных территорий был узаконен председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным и премьером Госсовета Китая Чжоу Эньлаем. Государства – правопреемники Советского Союза участвовали в урегулировании пограничных территорий. То есть это не была исключительно проблема Киргизии. Все было решено на законной основе и в рамках международного права.

Речь идет о территориях, где не было местного населения – это в основном небольшие труднодоступные высокогорные участки, где вообще нет никакой живности. Этим вопросом совместная киргизско-китайская государственная комиссия занималась 10 лет. И принятые решения были ратифицированы парламентами Киргизии и Китая. Сегодняшняя ревизия этого вопроса наносит колоссальный вред международному имиджу нашей страны. А ведь Отунбаева считает себя профессиональным дипломатом.

В Киргизии сегодня складывается очень напряженная ситуация – она связана прежде всего с политической нестабильностью, вызванной как апрельской революцией-2010, так и трагическими событиями на юге страны, когда погибло более 3000 человек. И не исключено, что в любой момент может вспыхнуть противостояние различных этнических или социальных групп населения.

Экономическая обстановка в стране тоже неблагополучная. Нечем выдавать зарплаты, пенсии. Каждые два-три месяца сегодняшние правители клянчат деньги у государств-доноров. И в этих условиях временная власть вместо того, чтобы заняться созидательной работой, стабилизировать ситуацию, предпринимать попытки к умиротворению на юге страны, улучшать социально-экономическое положение, готовиться к октябрьским выборам легитимных парламента и правительства, занимается политическими авантюрами. Одной из таких авантюр и является декрет в отношении экс-президента Акаева.

Сегодня существует реальная  опасность разделения Киргизии на Север и Юг. В стране вполне может повториться «афганский вариант» – как известно, в Афганистане президент Хамид Карзай является главой государства только в Кабуле, а многие регионы имеют самостоятельную власть. То же самое может случиться и в Киргизии, потому что модель парламентской республики не сможет работать в нынешних условиях.

 Вообще, на дальнейшее развитие страны я смотрю, к сожалению, с пессимизмом. Увы, Киргизия, на мой взгляд, находится не только в политическом и экономическом, но и в моральном кризисе. А ведь всего каких-то пять лет назад это было состоявшееся государство, являвшееся полноправным членом мирового сообщества, – его даже называли «островком демократии в Центральной Азии». Киргизия первой из бывших республик СССР была принята во Всемирную торговую организацию еще в 1998 году как страна, успешно проводившая рыночные реформы. Теперь та же самая страна находится на краю пропасти, потому что к власти пришли разрушители. Они, как большевики, обуреваемы идеей разрушить все до основания.

Это разрушение началось еще с так называемой «тюльпановой революции». Тогда был прерван поступательный ход как демократического движения, так и социально-экономического развития страны. С тех пор Киргизия катится «под гору». Недавно Казахстанский центр социально-экономических стратегий провел исследование, по результатам которого сделал вывод – для того чтобы достичь прежнего уровня экономики при стабильной политической ситуации, стране потребуется 8–10 лет.

Я же в свое время пошел на третий президентский срок только для того, чтобы запустить десятилетнюю Программу комплексного развития. В феврале 2005 года в Париже было подписано соглашение Киргизии с государствами-донорами о реструктуризации долгов на самых льготных условиях. Таким образом, почти весь госдолг страны был списан. Но в марте того же года случился переворот, и новая бакиевская власть не реализовала данное решение Парижского клуба. Более того, за пять лет правления Бакиева у страны накопилось гораздо больше долгов, чем при мне за 15 лет.

Должен признать, что и Курманбека Бакиева, и Розу Отунбаеву я вырастил как политиков не только на свою беду, но и на беду государства. И в этом смысле я с себя ответственности не снимаю. Больше всего обвиняю себя в том, что не смог передать власть конституционным путем. Я не собирался идти на следующие выборы и открыто об этом сказал. И в этом была моя ошибка, потому что сразу же началась борьба за будущую власть, закончившаяся государственным переворотом.

Кстати, нынешнюю главу Киргизии заметил еще министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, который и выдвинул ее на высокий пост представителя Советского Союза в ЮНЕСКО. А в 2003 году, будучи представителем ООН в Грузии, Роза Исаковна активно помогала Саакашвили в подготовке переворота под названием «революция роз», «отблагодарив» тем самым своего бывшего патрона. Свершившаяся революция в Грузии вдохновила ее на новые подвиги. И в 2005 году Отунбаева мешками американских денег питала участников готовящейся революции в Киргизии.

 А теперь она снова вспомнила об Акаеве, чтобы отвлечь внимание общественности, народа от текущих проблем. Такое ощущение, что не было сделано никаких выводов после неудачного бакиевского правления. Ведь Бакиев с Бекназаровым также пять лет назад развязали в отношении меня клеветническую пропаганду. И до сих пор никто из этих «революционеров» так и не понял, что на муссировании антиакаевской кампании славы не сделаешь. Хотя Бакиев в последнее время понял, что антиакаевщина вызывает раздражение у народа.

Теперь снова пытаются припомнить кровавые события 2002 года в Аксы, на родине нынешнего зампреда временного правительства Азимбека Бекназарова. Тогда был спровоцирован конфликт, и в результате погибло 6 человек. Я в этот момент находился в зарубежной командировке, а премьер-министром, то есть вторым человеком в государстве, в то время был Бакиев. Именно он и подписал документ об усмирении митингующих. 

Несмотря на то что уже официально главным виновником тех событий признан тогдашний премьер, я с себя, как президент, тоже ответственности не снимаю. Хотя и отсутствовал в стране, а о расстреле демонстрантов узнал позже. Однако глава государства отвечает за все происходящее в стране, независимо от своего местонахождения. Но, даже если признавать президента во всем виноватым, то, простите, во время последних событий на Юге погибли уже тысячи людей. Несмотря на сигналы с мест об опасности начавшихся межэтнических противостояний, временная власть занималась укреплением собственных позиций и переделом собственности. Так что в первую очередь именно нынешние властители должны нести ответственность за смерть сотен киргизов и узбеков.

 Межэтнические столкновения происходили и раньше. Я же пришел к власти как раз после трагических ошских событий 1990 года. И мне много лет пришлось заниматься этой проблемой. Я тогда сформулировал идею «Киргизия – наш общий дом», и это дало свои результаты. А нынешняя власть объявила «охоту на ведьм». Причем по тем обвинениям, которые против меня выдвигаются, тот же Бекназаров носом рыл землю, и все равно ничего найти не смог.

 А уж обвинять меня в применении оружия вообще смешно. Да если бы я себе это позволил, то мог бы до сих пор находиться в кресле президента Киргизии. Уже после андижанских событий в мае 2005 года, где волнения были подавлены силовым путем, многие коллеги, друзья, земляки упрекали меня в мягкотелости и приводили в пример Андижан. Но это противоречило моим гуманистическим убеждениям. Я считал и считаю, что ни одна капля человеческой крови не стоит укрепления власти. Поэтому последним моим приказом было – «не стрелять ни при каких обстоятельствах».

Жалко, что народ стал заложником всех этих политических страстей. Я-то за последние пять лет привык к подобным ударам судьбы, хотя по-прежнему переживаю за своих родственников, оставшихся в Киргизии, и мечтаю побывать на своей родине.

 

Аскар Акаев, экс-президент Киргизии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.34
1.077 (-1.05%)
Курс Евро
106.54
1.413 (-1.33%)
Погода
Сегодня,
21 декабря
суббота
-1
22 декабря
воскресенье
+2
23 декабря
понедельник
+1