Общество

Юрий Соляников: «Сокращения госзатрат на школу не будет»

24 августа

Недавно на «Радио Балтика» прошла горячая линия, где обсуждались проблемы общего образования. В студию звонили самые разные люди, которые задавали вопросы, связанные с работой нашей средней школы. Им отвечал заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Юрий Соляников. Вел передачу журналист Яков Евглевский.

– Юрий Владимирович, 8 мая президент подписал закон № 83-ФЗ, касающийся прав муниципальных учреждений. В обществе насторожились: не приведет ли это к платности всего образовательного процесса. Что можно сказать по поводу такой обеспокоенности?
– Ничего подобного не намечается даже в перспективе. Весь мир осознал сейчас, что только бесплатное среднее образование может обеспечить уверенный, динамичный марш в будущее. Советую всем желающим открыть статьи этого закона и спокойно, внимательно прочитать текст. Там нет ни слова о платных уроках, а идет речь о разных типах государственных учреждений и их организационных возможностях: либо о сохранении данных структур в виде казенных «единиц» (с набором тех прав, которыми они обладают сегодня), либо о переводе их в статус автономных или бюджетных учреждений – естественно, с более широкими полномочиями. Многих пугает фраза «идеология автономных учреждений». Но пора понять: это не выдумка, не пустая фантазия, а шаг к финансово-экономической свободе наших школ. Никакого сокращения государственных затрат не планируется, а вот использовать деньги школа сможет гораздо свободнее и целесообразнее, чем в прежние времена. Ключевой фигурой становится здесь директор, и именно ему, что называется, карты в руки.

– А изменятся ли требования к уровню самого директорского корпуса?
– Конечно. Они уже меняются в течение последних пяти лет. С переводом школ на хозяйственную самостоятельность и нормативное финансирование директор из «чистого» педагога стал превращаться в умелого управленца, менеджера. Мы предоставили руководителям шанс переучиться, повысить квалификацию. Стремимся к тому, чтобы во всех образовательных учреждениях работали свои бухгалтерии. Логика тут одна: добиться большей самостоятельности, большей ответственности, прежде всего в учебных заведениях, обладающих особым статусом, – гимназиях и лицеях. То есть в стенах наших образовательных флагманов.

– Поясните, пожалуйста, велика ли разница между уровнями преподавания в государственных и частных школах?
– Нелегко дать однозначную оценку. Можно привести примеры как хороших, так и слабых школ обоих типов. Ясно одно: частные учебные заведения возникают не из воздуха, а на основе родительских потребностей – ради того, чтобы создать благоприятные условия для не слишком адаптивных детей. Раз отцы и матери готовы оплачивать такое образование своих чад, будут существовать и приватные школы.

– Елена Николаевна сообщает, что ее сын должен поступить в сентябре в первый класс. Дама обеспокоена новыми образовательными стандартами. Что это такое?

– Это часть президентской инициативы по созданию современной школы. Немыслимо увеличивать до бесконечности учебную программу. Есть некие физиологические и интеллектуальные рамки, перепрыгнуть через которые ребенку не по плечу. Поэтому необходимо переходить к иным формам, иным технологиям преподавания. Образовательные стандарты через год будут вводиться в начальных школах, а затем – в старших классах. Мы хотим предоставить учебным заведениям не только хозяйственную самостоятельность, но и значительную свободу в том, что, кому и как рассказывать на уроках. Пусть школа сама решит, с помощью каких специалистов-предметников, педагогических технологий и при каком объеме учебной нагрузки можно достичь основных целей. Только так мы обеспечим реализацию госстандарта и надлежащую планку знаний и навыков от Калининграда до Владивостока.

– Еще Вольтер говаривал: все жанры хороши, кроме скучного. То же наверняка относится к урокам по любому предмету…
– Согласен. Не случайно стандарты начинаются с младших классов, где учитель – фигура особая. Более того, учительский коллектив в начальной школе – особая каста. Признано на международном уровне, что российская начальная школа стоит на очень высокой профессиональной ступени. Наши учителя умеют увлечь ребенка.

– Не пожелавшая назваться мама интересуется, разрешено ли пересдать ЕГЭ, причем в нынешнем году.

– Пересдавать поздно. Такая возможность была совсем недавно у тех, кто не справился с экзаменом по русскому языку либо математике. Теперь же юноша или девушка могут попытать счастья через год. А пока в случае, если не сданы оба ключевых предмета, выпускник не получает аттестата зрелости, довольствуясь справкой. Спустя год он вправе прийти опять и – буде успешен! – обрести аттестат. Если же не сдан только один экзамен, то пересдавать можно сразу, через день-два. Многие ребята воспользовались такой возможностью.

– Вот еще звонок на аналогичную тему. Можно ли сдать ЕГЭ заранее?

– Да, при наличии веской причины. Например, школьник уезжает на олимпиаду или отправляется на гастроли с самодеятельным коллективом. Проблем не будет!

– Звонит какой-то старшеклассник. Он возмущен тем, что у них в школе нельзя пользоваться интернет-сайтом «В Контакте». Нет ли здесь нарушения демократии?

– Ни малейшего! В школе надлежит учиться, а не тратить драгоценное время на никчемные забавы. Кроме того, у 90 процентов ребят с 1-го по 11-й класс есть домашний компьютер, и они могут без помех удовлетворять свои запросы. На уроках же информатики мы переходим от конкретного предмета к широкому применению информационных технологий в раскрытии таких наук, как физика, химия, литература, история. Там действительно нужны современные цифровые интерактивные технологии. Сайт «В Контакте» не имеет к ним отношения.

– Мой друг, заявляет мальчик по имени Денис, окончил 9-й класс и учиться далее не намерен. Но директор, завуч и воспитательница сказали ему, что надо, мол, непременно пройти все 11 лет. Родителям безразлично. Что делать этому парню?
– У нас в России согласно закону все граждане призваны получить полное среднее образование. То есть проучиться 11 лет. Но, как шутят в армии, устав не догма, а руководство к действию. Само обучение может проходить в разных формах, что нисколько не мешает постигать обязательную в 11-классной школе программу. Некоторые юноши и девушки покидают родные стены и сосредоточиваются на изучении какой-то полезной профессии. По окончании училища или лицея они обладают уже квалификационным свидетельством. Мы приветствуем такой благой порыв, поскольку на сегодняшнем петербургском рынке труда остро востребованы специалисты – и рабочие, и инженерно-технические кадры. Так что никто не может приневолить ученика к школе, если он тянется к профессии, к работе.

– Надеюсь, это обрадует нашего девятиклассника. А молодая мама, Нина Олеговна, слышала, что в школах планируется устраивать плавательный бассейн. Везде ли это будет и кто раскошелится на столь недешевый сервис?
– Траты возьмет на себя городская казна. Программа строительства развернута очень широко и осуществляется по двум направлениям. Во-первых, при закладке новой школы отводится место для бассейна. В прошлом году, кстати, было возведено два таких здания – там уже учатся, да и плавают, дети. В 2010-м намечено сдать семь школ, причем как минимум с двумя бассейнами каждую. Это не фантазия нашего комитета, а принципиальное решение губернатора Валентины Ивановны Матвиенко, и подобные объекты пользуются успехом у молодых родителей.

Во-вторых, есть другая программа – по капитальному ремонту школ. В каждом районе весной, на исходе учебных занятий, закрывается одно из таких зданий, а дети и учителя «расселяются» по ближайшим школам. Да, это не слишком удобно, но и без этого нельзя. Приблизительно через год все возвращаются «под крышу дома своего». Здесь уже – современное оборудование, а если позволяют технические характеристики объекта, строится плавательный бассейн. Правда, такая мера не всегда возможна: если школа расположена где-то в центре и жестко стыкуется с соседними домами, то ребята не получают «водных полей». А где реально – там строят. И еще. Мы понимаем, что вода является зоной повышенной опасности, как, скажем, и многополосная автострада под окнами. Поэтому предусмотрен особый персонал – и технический, и педагогический. Тренеры, методисты, учителя. Дети без присмотра у нас не остаются.

– Сергей Игоревич хочет узнать, должны ли родители оплачивать дополнительные занятия только в сберкассе или это можно сделать прямо в школе, передав деньги через ребенка в бухгалтерию либо преподавателю в руки?
– Все денежные отношения через детей – с преподавателями ли, с директором, с бухгалтером – категорически запрещены. Платежи идут исключительно безналичным расчетом через сберкассу – в соответствии с договорами и финансовыми документами. Есть правило, согласно которому директор учебного заведения обязан не реже раза в год отчитываться перед родителями о расходовании поступающих средств.

– Галине Васильевне нужна информация о том, можно ли устроить ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специализированное учреждение. Известная школа «Динамика» расположена вдали от дома, и возить туда тяжело, да и некому.
– Знаменитая на всю Россию школа «Динамика» одна из лучших в стране профильных структур. Там созданы уникальные условия для детей-опорников. Там трудится поистине удивительный педагогический коллектив. Такие школы действуют и в других районах, и в отделах образования охотно предоставят адрес и телефон. Однако сейчас мы начинаем практиковать многообещающую новинку – способ дистанционного обучения. С прошлого года свыше сотни ребят грызут гранит науки по передовым методикам. Семьям, которые постигла этакая житейская напасть, бесплатно передается в пользование дорогостоящая компьютерная техника. Плюс к тому ребенок получает транспортно обеспеченную возможность приезжать в специализированную школу, общаться с преподавателями и сверстниками. Больным детям назначают и необходимые медицинские процедуры. Таким образом, ребята не запираются в четырех стенах. Но какую-то, весьма немалую, часть времени им суждено провести дома, обучаясь в дистанционном режиме. Эта программа постепенно набирает обороты. Добавлю также, что дистанционным обучением могут иногда воспользоваться и здоровые дети, например юные спортсмены, вынужденные разъезжать по соревнованиям, пропуская уроки и контрольные работы. Чем не палочка-выручалочка?

Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь