Экономика

Бумажка, которая нас «просветит»?

02 сентября

Зачем «Петроэлектросбыт» выступил с инициативой заключать с горожанами письменные договоры

С месяц назад по прессе прокатилась волна публикаций, связанных с инициативой «Петроэлектросбыта» заключать с петербуржцами прямые письменные договоры. Напомним, что испокон веку наши отношения с энергосбытовыми компаниями (как и прочими коммунальными фирмами) строились на основе так называемого публичного договора. К примеру, в метро, купив жетончик, вы становитесь участником публичного договора: вы платите деньги, а метрополитен обязуется оказать вам услугу в виде проезда. И никаких специальных договоров с метро заключать вам не нужно. Так и в коммунальной сфере: оплачивая счета за электричество, за тепло, за холодную воду, мы тем самым присоединяемся к договору, который компании-поставщики заключают с покупателями их услуг. И вдруг «Петроэлектросбыт» решил заключить с каждым владельцем квартиры прямой двусторонний договор…

По словам пресс-секретаря этой компании Алексея Плазовского, журналисты искали подводные камни там, где их в принципе нет.

Впрочем, энергетики сами отчасти в этом виноваты – не сумели толком объяснить, в чем смысл прямых договоров. Для чего же вся эта кампания затеяна – об этом нам подробно рассказал Евгений НОВОСЕЛОК, заместитель генерального директора – директор по развитию «Петроэлектросбыта».

– Я могу совершенно ответственно заявить: никаких подводных камней, юридических ловушек и казуистики в этих договорах в принципе нет. Текст прямого договора – тот же самый, что и публичного договора, который размещен у нас на сайте. Более того – вы и все остальные имеете полное право не подписывать этот договор, это ничего для вас не меняет.

– Тогда ради чего было, извините за выражение, огород городить, затевая договорную кампанию? Вы же знаете, что граждане весьма настороженно относятся ко всяким новшествам в коммунальной сфере?
– Цель – исключительно просветительская. Много ли тех, кто читал общий договор у нас на сайте? А вот текст на одном листочке, который мы вам предлагаем подписать, прочтет каждый. И будет понимать свои права и обязанности в отношениях с энергетиками.

– Зачем? Мы и при советской власти, и последние 20 лет обходились без знания юридической стороны вопроса наших с вами отношений.
– Причина в том, что меняется и законодательство, и ситуация в жилищной сфере. И возникает много конфликтных ситуаций.

– Например?

– Вот, к примеру, у вас в «НВ» была публикация под рубрикой «Глас народа», где некий товарищ, который называет себя инженером-электриком, обвиняет нас в том, что мы хотим «повесить» затраты на установку электрического счетчика и его периодическую поверку на потребителя – собственника жилья, тогда как раньше это было заботой энергоснабжающей организации. Он прав в том, что раньше за счетчики отвечали мы. Но он не следит за законодательством и не попросил разъяснений у нас. Тогда бы он узнал, что согласно федеральному закону от 23 ноября 2009 года № 261 обязанность установки и обслуживания прибора учета возлагается на потребителя. Так что соответствующий пункт в договоре – не наша инициатива, а требования закона.

Другой вызывающий вопросы пункт договора: о допуске нашего контролера к проверке показаний счетчика, который установлен в квартире. Конституция гарантирует нам неприкосновенность жилища – и без вашего согласия никакой контролер к вам не войдет. Но вы должны понимать, что, если год за годом не пускаете контролера и если у нас возникнут подозрения, что вы искажаете показания счетчика, мы сделаем экспертную оценку, и вам придется доказывать свою правоту в суде. Этого вполне можно избежать, если мы с вами уважаем наш договор и вы допускаете контролера, а он ничем не нарушает неприкосновенности вашего жилища.

– Законодатель явно вам подыгрывает: все расходы по установке счетчика и его обслуживанию возлагаются на меня, собственника, а вы только контролируете…
– Все наши затраты все равно включаются в тариф на электроэнергию, так что если бы счетчики по-прежнему ставили и меняли мы, вы бы в деньгах в итоге ничего не выиграли. А если бы вам, к примеру, захотелось поставить более дорогой двухтарифный счетчик, чтобы меньше платить за ночное потребление – справедливо было бы эту вашу экономию оплачивать из общего кармана?

– С этим понятно. А с реформой жилищной системы какая связь?

– Система ТСЖ, управляющих компаний только формируется, она еще не устоялась. В моем доме одно время было сразу три ТСЖ, каждое из которых требовало оплачивать счета только через них. К счастью, у них хватило ума не включать в свои квиточки плату за электроэнергию – иначе бы я сразу же ими занялся. Но в Москве такие прецеденты были. В одном из районов граждане стали получать бланки квитанций на оплату электроэнергии от некой управляющей компании и отправлять деньги на указанный ею счет. А через полгода получили от «Мосэнергосбыта» предупреждение, что в связи с хронической неоплатой они будут отключены. Выяснилось, что управляющая компания не имела никаких договоров с энергетиками, а все собранные средства оседали у нее на счете. К счастью, вмешались московские власти, деньги нашлись, и гражданам не пришлось платить дважды. А если бы эти «управленцы» сбежали с деньгами?

Поэтому мы и пишем в договоре: ваши платежи за электроэнергию должны направляться только в адрес «Петроэлектросбыта» – никаких иных организаций, никаких посредников!

К слову, и отключить вашу квартиру от электроэнергии имеет право только «Петроэлектросбыт» – в предусмотренных законом и договором ситуациях. Никакое ТСЖ или УК не вправе лишать вас электричества. А сейчас такое случается сплошь да рядом. У гражданина, к примеру, долг за воду, но технически воду в одной квартире перекрыть сложно. Поэтому приходит управдом и грозится отключить должнику электричество, благо это легко. В этой ситуации обращайтесь к нам или прямо в суд – с нашим договором в руках и справкой, что мы не имеем к вам никаких претензий.

– Но ведь говорили, что все платежи населения должны будут собирать именно управляющие компании?

– Да, есть такое распоряжение Минрегионразвития, на мой взгляд – весьма преждевременное. В Петербурге ни один дом технически не готов платить за электроэнергию через УК. Для этого нужно ставить общедомовой счетчик, и даже не один, ведь дома имеют по несколько энергетических вводов. Это сложно, недешево, а главное – УК сами не хотят этим заниматься. Потому что до 20 процентов электроэнергии в жилых домах воруется сторонними фирмами – соседними магазинами, автостоянками, шиномонтажными мастерскими и так далее. Сейчас вы платите только за то, что «нагорело» в вашей квартире и какую-то более-менее близкую к реальности сумму на общедомовые нужды – на лифты и освещение в подъездах. Если будет общедомовой счетчик – мы будем требовать оплаты по нему. А сумеет ли ваша УК найти и отрезать всех незаконных потребителей – большой вопрос.

– Давайте еще раз сформулируем цель: зачем нам, гражданам, заключать письменный договор с «Петроэлектросбытом».
– Основная цель – просветительская. Напомнить всем собственником жилья, что все вопросы с электроснабжением они должны решать только с «Петроэлектросбытом», а не с посредниками. Мы вам гарантируем бесперебойное и качественное электроснабжение (за исключением аварийных ситуаций), вы берете на себя обязательство ежемесячной оплаты в наш адрес согласно показаниям вашего счетчика и возможность периодической проверки этого счетчика. Для людей подписание этого договора в юридическом смысле ничего не меняет, но, прочитав его текст, они будут лучше защищены от возможных обманов и злоупотреблений.

Беседовал Владимир Владимиров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.69
0.362 (-0.39%)
Курс Евро
98.56
0.085 (-0.09%)
Погода
Сегодня,
05 май
воскресенье
+5
Облачно
06 май
понедельник
+6
Облачно
07 май
вторник
+7