Поющие острова
Корреспондент «НВ» побывала на Соловках, где состоялся VI фестиваль авторской песни
Сегодня авторскую песню записали в исчезающий жанр. Ее нет на ТВ. Телевизионной мафии она не интересна по очевидной причине: самобытные авторы на ТВ не нужны, поскольку деньги делают на безликих марионетках. Но авторская песня живет вопреки попыткам расторопных дельцов отдать ее на потребу толпе, превратить в явление масс-культуры, подчинить и дискредитировать ее фестивали. И прикипает она к местам духовно и экологически чистым. Таким благословенным местом стали острова Соловецкие – центр духовной культуры, место скорби и молитвы.
Вот уже 6-й год в середине августа усилиями петербургского клуба песни «Восток» и Соловецкого музея-заповедника у стен древнего монастыря проходит фестиваль авторской песни «На Соловецких островах». Кстати, имя фестивалю дала песня «На Соловецких островах дожди, дожди…», которую замечательный ленинградский автор Валентин Вихорев, ныне председатель жюри фестиваля, написал еще в 1965 году на берегу Долгой губы Большого Соловецкого острова. Ее впервые записал петрозаводский журналист, поэт Эрик Тулин. Песня прозвучала по радио, «ушла в народ» и открыла Соловки для многих. А когда в 2002 году Валентина Вихорева пригласили на 35-летие Соловецкого музея-заповедника как автора знаменитой песни, ставшей неофициальным гимном Соловков, на крыльце гостиницы он увидел мужичка с гармошкой, который объявил: «Пою бесплатно. Народная песня «На Соловецких островах дожди». А в августе 2005-го ею уже открывали первый фестиваль с благословения архимандрита Иосифа, бывшего тогда наместником Соловецкого монастыря.
И это вошло в фестивальную традицию, как и торжественное поднятие над концертной площадкой флагов фестиваля, клуба песни «Восток» и Соловецкого музея-заповедника, а также возложение цветов к памятнику Соловецким юнгам и к Соловецкому камню на Аллее памяти жертв политических репрессий и участие в молебне в Спасо-Преображенском соборе. В этом году проведение фестиваля благословил и приветствовал директор Соловецкого музея-заповедника, наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). По его убеждению, церковь и авторская песня противостоят деградации человеческой личности:
– Авторская песня – это совершенно особое явление в России. В условиях «духовного концлагеря» советских времен она давала глоток свежего воздуха, согревала души теплом свободного творчества и искреннего общения – на московской или питерской кухне, у костра, в кругу друзей. За одно это авторской песне на Руси можно поставить памятник. Теперь все переменилось, кроме одного: осталась и обострилась задача выживания народной души. На нас обрушилось новое духовное иго – триединая рок-секс-нарко-революция. И вновь авторская песня поддерживает в человеке способность самостоятельно мыслить и чувствовать – способность быть человеком, быть личностью.
Авторская песня еще и лечит, помогая людям с ограниченными возможностями почувствовать себя востребованными. Так, в этом году приз зрительских симпатий на фестивале получила Инна Павловская из города Светогорска Ленинградской области с песней «Соловецкие соловьи». Благодаря любви к авторской песне она сумела подняться над своим заболеванием и, к удивлению многих, в том числе и врачей, теперь сама пишет песни и замечательно их поет. А в прошлом году приз зрительских симпатий достался 15-летнему Ивану Колобову из Киришей. Он покорил слушателей красивым голосом, проникновенным исполнением и мастерским владением гитарой. И мало кто догадывался, видя его лишь на сцене, что этот талантливый, общительный парень живет в полной темноте с рождения. Увлечение авторской песней помогло ему почувствовать уверенность в себе и обрести друзей. Он – желанный гость фестиваля вместе со своим учителем, поэтом и автором песен Сергеем Носовым.
И несмотря на то что, по словам организаторов, с каждым годом все сложнее изыскивать средства, фестиваль состоялся. В этом году помогли средства от благотворительных концертов Сергея Никитина и Валентина Вихорева и от спонсоров, которым организаторы благодарны. В итоге на фестиваль приехали около 250 человек из 38 населенных пунктов Севера и Центра России, а также ближнего зарубежья. Днем – концерты и мастер-классы известных бардов, отборочные мастерские для участия в конкурсном концерте, где любой желающий мог выслушать рекомендации мэтров. Атмосфера на фестивале царила вполне дружественная.
– Исполнители искренне радовались успеху других участников, что большая редкость, например, на официальной эстраде, – сказал член жюри, замечательный автор-исполнитель и художник Александр Тимофеев. Кстати, его новая песня «Река» стала одним из хитов фестиваля. А почетный гость фестиваля, известный композитор и исполнитель Сергей Никитин привез любопытную композицию в жанре блюз-оперы на стихи Бориса Рыжего – молодого, талантливого, рано ушедшего из жизни поэта. А вечером все встречались у костра, где можно было запросто попеть с известными авторами-исполнителями: Валентином Вихоревым, Борисом Полоскиным, Виктором Федоровым, Александром Тимофеевым, Борисом Щегловым, музыкантом Сергеем Ильиным, а также с Сергеем Никитиным. И он с удовольствием окунулся в жизнь нового для него фестиваля, которая помимо обязательных мероприятий состояла и из традиционных соловецких радостей: рыбалки в Белом море и на многочисленных озерах, лодочных походов, экскурсий по древнему монастырю.
Кстати, близость монастыря налагала на участников фестиваля особую ответственность. Недаром фестиваль проводится под девизом «Преображение», ведь авторская песня всегда о душе. И борьба за слово в мастерских шла суровая. Жюри – форпост фестиваля – не пропускало пошлости, невнятности, невнимания к слову. Песни не только слушали, их читали. Эмоциями, внешними эффектами членов жюри не проведешь. Валентин Вихорев признался, что приходилось нелегко. Есть обиженные. Но ведь кто-то другой услышит убийственное сочетание «в чаще бурелома» и скажет, как одна моя знакомая писательница: «Не люблю бардов». Подобные ошибки жюри искореняло безжалостно. Однако находились самородки, которые без всякого образования, обладая врожденным чувством слова и мелодии, показали замечательные песни. Например, Нина Брагина всю жизнь проработала в сельском детском саду и написала не один десяток хороших песен, причем никогда их не исполняла. И жюри предоставило ей такую возможность. По словам Валентина Вихорева, фестиваль привлекает самобытных авторов и исполнителей, у которых есть свое лицо. Ведь личность автора – главное в авторской песне. Безликие ремесленники здесь не приживаются. «Песни писать сложнее. Не из каждого стихотворения может родиться песня. Это сплав хорошей поэзии и хорошей музыки», – уверен Валентин Иванович. «Авторская песня – музыкальное интонирование произведений русской поэзии», – так определил этот жанр композитор Сергей Никитин.
Поэтому и секция поэзии на фестивале – одна из самых сильных. Ее ведет известный поэт Владимир Шамшученко:
– Наша задача – не проглядеть гения и сохранить авторскую песню, поставить заслон попсе, которая проникает и в бардовское движение.
Однако в этот раз ни в поэтической номинации, ни в номинациях «Автор» и «Исполнитель» лауреатов не было. Лишь дипломанты. Как заметил один из организаторов фестиваля известный бард Борис Полоскин:
– Лауреатство здесь получить сложнее, чем на Грушинском фестивале.
Сегодня авторская песня синтезируется с другими видами искусства. На эстраде ощущается дефицит хороших песен. А кладовая авторских песен огромна. Этот мало разработанный пласт привлекает профессиональных исполнителей. Кстати, на фестивале исполнительская секция была самой многочисленной.
В номинации «Дуэты и ансамбли» в этом году всех покорил квартет «Нижегородец» исполнением песни Евгения Клячкина «Валаам». Они и стали лауреатами фестиваля. Как сказал ведущий концерта Сергей Никитин: «Запахло искусством». В составе квартета выпускники Консерватории Надежда Гирина – профессиональная вокалистка, гитаристы Владимир Купцов и Евгений Вантяев (дипломант прошлогоднего фестиваля), а также профессиональная скрипачка Инесса Купцова. Очевидно, скоро авторская песня перестанет ассоциироваться лишь с гитарными серебряными струнами.
Но песни у костра под гитару будут вечно. Кстати, и скрипка прижилась у фестивального костра и звучала волшебно. Но что же заставляет взрослых умных, независимых людей садиться в ночи вокруг костра и, задыхаясь от едкого дыма, петь хором: «Под музыку Вивальди» или «Ежик резиновый»? Что это за уникальная терапия, пробуждающая в людях что-то детское, первобытное и в то же время мудрое. И, видя эти счастливые лица, понимаешь, что в этом и есть квинтэссенция человеческого общения, когда рождается одна поющая душа. (Кстати, именно так и называется сборник авторской песни, который вручался дипломантам и лауреатам фестиваля.) Вспоминаются строки из новой песни Александра Тимофеева «Река»: «Жизнью такой самой простой жили лишь боги». И на этом фестивале у каждого была возможность подняться над своим «я» и открыть что-то новое в себе.
прямая речь
Михаил Деев, дипломант фестиваля «На Соловецких островах»:
– Пока авторская песня поется – жанр не умирает. Я предан ей лет 35, еще со школы, благодаря первому учителю Михаилу Балашову. И привил любовь к песне моей дочери. Это миф, что молодежь сегодня не знает авторскую песню. Дети смешивают все удивительным образом. Они слушают свой дурацкий рэп, а потом вдруг берут гитару и начинают петь Визбора: «Ты у меня одна...» И на фестивале я вижу много талантливой молодежи. Здесь пишущим и поющим предоставлены все условия для развития. Я лично приобрел неоценимый опыт: пел на равных вместе с Сергеем Никитиным, сидя у костра. Благодарен за встречу с Валентином Вихоревым в 2001 году, после которой появились и мои первые песни. Мне дороги эти фестивальные встречи с близкими по духу людьми.