«Укрощение строптивой» «Тоски»
Первичное знакомство с репертуаром ведущих театров города оставляет в целом благоприятное впечатление. В афише немало имен современных авторов, хотя их по-прежнему меньше трети. Но все же хочется верить, что режиссеры прислушались к многочисленным призывам критиков обратить внимание на драматургов нового времени. По-прежнему акцент – на «вечнозвучащих» Шекспире, Гоголе, Чехове и Горьком. Чуть меньше Брехта. И еще капелька малоизвестных имен. Таков рецепт репертуарного коктейля для нового театрального сезона.
Александринский театр откроет двери 14 сентября премьерой, которая к тому же даст старт V Международному театральному фестивалю «Александринский». Речь идет о спектакле «Укрощение строптивой» в постановке одного из самых почитаемых современных литовских режиссеров – Оскараса Коршуноваса. Режиссер называет «Укрощение строптивой» – «пьесой о самом театре».
– Игра превращений имеет магию воздействия на реальность, – говорит режиссер. – Пьянице внушают, что он – лорд. И все меняются местами: господа и слуги, мужчины и женщины. Все оказывается возможным.
Интересно, что настоящая премьера новой постановки пройдет не в Петербурге, а в Москве: там с 8 по 12 сентября пройдет первый этап гастролей театра. Но его художественный руководитель Валерий Фокин, предвидя ревность петербургского зрителя, уверяет, что злого умысла в этом нет и просто «так получилось из-за организаторов гастролей».
– Вообще это не очень хорошо с точки зрения времени на подготовку – лучше было бы еще обкатать и укрепить. Но если мы назовем выступления в Москве «предпоказом» – столица не поймет, – сказал Валерий Владимирович.
Кроме «Укрощения…» в рамках фестиваля «Александринский» в театре будет показан спектакль «Танго» польского театра «Народовы», спектакль «Враги. История любви» израильского театра «Гешер» и «Женитьба Фигаро» «Комеди Франсез», что уже однозначно станет одним из крупнейших театральных событий сезона.
Что же касается постановок самой Александринки в этом сезоне – в конце марта зрителей ждет премьера «Синей птицы» в постановке Андрея Могучего (этим спектаклем Валерий Фокин хочет обратиться к молодежи и начать подготовку зрителя, который заполнит залы через 6–8 лет). А в апреле Валерий Владимирович представит свою постановку о последнем периоде жизни Николая Гоголя (пока название спектакля еще не придумано). Пьеса не в последнюю очередь по финансовым причинам будет идти на Малой сцене.
Малый драматический театр – Театр Европы начинает сезон также 14 сентября «Повелителем мух» Уильяма Голдинга. И первое время живет ожиданием премьеры «Трех сестер» в постановке Льва Додина и оформлении Александра Боровского. В репетициях заняты артисты Молодой студии и основная часть труппы театра.
Так как в прошлом сезоне коллектив много гастролировал, то в этом году было решено посвятить больше времени родному городу. Тем не менее уже в сентябре Малый драматический отправится на ялтинский фестиваль со спектаклем «Дядя Ваня».
В октябре в театре начнет репетиции французская команда постановщиков во главе с руководителем лионского театра «Селестэн» – Клаудией Стависки. Вместе с художником Кристианом Фенуйа (уже известным петербуржцам по постановке «Евгения Онегина» в Мариинском) она будет работать над пьесой «Лоренцаччо» Альфреда де Мюссе – и снова в рамках Года Франции в России. Клаудиа – выпускница театрального института в Париже, ученица Антуана Витеза, с большим постановочным опытом – от драматических спектаклей по пьесам Чехова до оперных постановок. Премьера «Лоренцаччо» назначена на 11 декабря – в день 200-летия Альфреда де Мюссе.
Театр-фестиваль «Балтийский дом» до 27 сентября закрыт на реконструкцию, после чего примет зрителей XX Международного театрального фестиваля «Балтийский дом». Одним из его событий станет премьера 7 октября спектакля «Москва – Петушки» в постановке Андрея Жолдака. Наравне с ним в театре сейчас репетируют чеховскую «Чайку». Режиссер Йонас Вайткус представит премьеру в декабре.
А сегодня начинает свой 22-й театральный сезон Театр на Васильевском. И сразу – о «хорошем»: первым будет показан спектакль – премьера прошлого сезона «Веселенькая пьеса о разводе» Эдварда Радзинского в постановке молодого режиссера Дениса Хусниярова.
За традиционную летнюю паузу в театре были обновлены залы и фойе, в ближайшее время планируется возобновить работу Малой сцены. Только вот что там будут показывать – в театре пока не говорят.
Первой премьерой сезона станет в ноябре спектакль «Дети солнца» по пьесе Максима Горького в постановке Владимира Туманова. Также в планах главного режиссера театра Анджея Бубеня спектакль на основе чеховских водевилей и «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта.
Так как Театр на Васильевском – областной, коллектив не забывает и о зрителях, живущих за пределами Петербурга. В этом сезоне театр готовит новый проект «Классика на театральной сцене» для школ области. В программу войдут спектакли, литературные вечера по произведениям Шекспира, Мольера, Пушкина, Гоголя, Чехова, Островского и других авторов.
Планирует театр и гастроли. Переговоры с театром Толедо (Испания) по поводу обменных гастролей с «Салемскими колдуньями» пока ведутся, а вот Ригу, Таллин и Вильнюс в октябре театр уже угостит «Русским вареньем». В Вильнюсе также будут показаны спектакли «Даниэль Штайн, переводчик», «Солесомбра» и «Веселенькая пьеса о разводе».
15 сентября открывают двери сразу два крупных петербургских театра – Театр им. В.Ф. Комиссаржевской и Театр на Литейном.
В Театре имени Комиссаржевской начнут с премьеры предыдущего сезона – «Доходного места» в постановке Игоря Коняева. А продолжат – празднованиями юбилеев народного артиста России Ивана Краско (23 сентября) и заслуженной артистки России Натальи Даниловой (25 сентября). Что же касается премьер – в этом сезоне нас ждет нечто особенное: сербский режиссер Любиша Ристич будет ставить хореодраму «Тоска» (премьера намечена на ноябрь). Также планируются постановки пьес «На дне», «Штаны, или Генералы в юбках» и спектакли малой формы, названия которых пока уточняются. Карта гастролей театра приятно удивляет: от Македонии и Израиля до Калининграда и Финляндии, а также, возможно, Челябинска.
Что касается Театра на Литейном, его 101-й сезон начнется с «Любви и смерти Зинаиды Райх». Спектакль давно и хорошо известный, но все же чем-то премьерный, ведь на главную роль введена артистка Татьяна Тузова.
Декларируя верность принципу «Театр на Литейном – театр молодых», коллектив в этом году готовит премьеры «Ромео и Джульетты» (режиссер Галина Жданова), пьесы Михаила Дурненкова «(Самый) легкий способ бросить курить» (руководитель постановки Виктор Рыжаков), повести Татьяны Москвиной «Конечно, Достоевский!» (режиссер Роман Смирнов).
Кстати, в связи с последним спектаклем театр объявляет конкурс: все желающие смогут присылать фотографии нашего города, и лучшие снимки будут использованы в оформлении спектакля, а имена авторов будут напечатаны в программке.
Недавний «новосел» – Театр «Буфф» готов открыть двери нового здания в новом сезоне 16 сентября. И начнет с премьеры. Причем – с «Ревизора». Новая, прекрасно оснащенная технически сцена театра позволила осуществить масштабный художественный замысел режиссера Исаака Штокбанта: на глазах у зрителей возникнет уездный город, а после краха, который потерпят чиновники, он разрушится… Почти весь спектакль сопровождает музыка Шостаковича, придавая сценам полуфантастический, гротесковый характер. В роли Хлестакова зрители увидят молодого артиста театра Дмитрия Аверина. Кстати, актеру предстоит непростая задача: помимо главной роли он исполнит еще одну – самого Гоголя. «Почему?» – должны будут ответить себе зрители спектакля.
Но на «Ревизоре» театр не остановится. Уже в октябре коллектив представит еще одну премьеру – но уже эстрадной программы под названием Dolce Vita. И пройдет она в новом зале кабаре. Хореограф и режиссер итальянской программы – Эдвальд Смирнов.
Ну а с 23 по 30 ноября «Буфф» проведет международный фестиваль «Мистерия-Буфф». О своем участии уже заявили театры из Москвы, Марселя, Парижа, Риги, Кракова, Екатеринбурга и ряда городов Финляндии.
Одними из последних примут зрителей БДТ им. Г.А. Товстоногова и Театр Комедии им. Н.П. Акимова.
БДТ начнет сезон 8 октября с шиллеровского «Дона Карлоса». В самом знаменитом петербургском театре планируется больше всего премьер. Осенью здесь режиссер Владимир Золотарь представит спектакль «Мерфи» по произведению современного автора Игоря Шприца, а Иван Стависский поставит «Женитьбу Фигаро». Зимой художественный руководитель театра Темур Чхеидзе поставит «Дом Бернарды Альбы» по Федерико Гарсии Лорке, а весной он же – «Праздник одиночества (Пиросмани)» Владимира Коростелева. Ну а Геннадий Тростянецкий предложит публике свое видение произведения лауреата «Русского Букера» Елены Чижовой – «Время женщин».
В Театре Комедии 17 октября будет показан спектакль по пьесе «Тень», отмечающей в этом году 70-летие. Ближайшая премьера будет здесь представлена 9–10 октября. Это будут «Уловки Дороти Дот» по пьесе Уильяма Сомерсета Моэма в постановке московского режиссера Вадима Данцигера. Для детей Театр Комедии совместно с главным режиссером Театра марионеток им. Е.С. Деммени Эдуардом Гайдаем готовит «Аленький цветочек» Аксакова. Также в репертуарных планах театра «Музыка небес» Кена Людвига (режиссер Роман Самгин) и «Черепаший бунт» сибирского драматурга Елены Ерпылевой (режиссер Татьяна Казакова). Но главным событием сезона в театре считают 110-летие со дня рождения Николая Павловича Акимова.