Общество

Когда реклама становится убийцей

04 сентября

 

Следствие по скандальному ЧП у Российской национальной библиотеки уже четвертый месяц топчется на месте

В конце апреля на Московском проспекте, в двух шагах от парадного входа в Российскую национальную библиотеку, разыгралась трагедия. Огромный рекламный щит, посвященный Дню Победы, неожиданно рухнул на прохожих. Пострадали двое пожилых мужчин. Один из них вскоре скончался, другой, получивший тяжелые увечья, стал инвалидом. По факту случившегося в середине мая прокуратура возбудила уголовное дело, однако следствие до сих пор топчется на месте: не установлены подозреваемые, не проведены необходимые следственные экспертизы. Родственники пострадавших предполагают, что кто-то из власть имущих хочет спустить скандальное дело на тормозах. «НВ» провело собственное расследование инцидента.

В тот день – 28 апреля 2010 года – ничто не предвещало беды. Сотрудники знаменитого на всю страну Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» ровно в 17.30 закончили трудовой день и стали расходиться по домам. От Варшавской, где располагается «Алмаз», до станции метро «Парк Победы» минут десять ходу. В людском потоке шли два закадычных друга – ведущие инженеры ЦМКБ 72-летний Владимир Титов и 70-летний Алексей Иванов. Их путь лежал мимо парадного входа в Российскую национальную библиотеку, там, где три дня назад было установлено праздничное панно в честь 9 Мая.

– Я обогнал их как раз под этим панно, – рассказывает сотрудник «Алмаза» Валерий Горюнов. – Сделал еще несколько шагов и вдруг услышал грохот и женские вопли. Оглядываюсь назад – щит лежит на брусчатке. Кто-то крикнул: «Там люди!» Я вместе со случайными прохожими бросился к панно, и общими усилиями мы с трудом приподняли эту махину. Вытащили раненых и положили рядом со щитом. Они были все в крови и  грязи, один без сознания, у другого был болевой шок.

Очевидцы тут же стали звонить в экстренные службы. Первыми на месте происшествия появились сотрудники МЧС, потом стражи правопорядка – постовой из подземного перехода и офицер милиции, несший охрану в здании Российской национальной библиотеки.

– Мы попросили одного из стражей порядка составить список свидетелей, – говорит коллега пострадавших, ведущий инженер ЦМКБ «Алмаз» Александр Харченко. – К милиционеру подходили десятки людей и оставляли свои координаты. Но потом этот список куда-то исчез, а следователи сумели отыскать всего несколько свидетелей происшествия…

Тем временем к месту событий подъехали две кареты скорой помощи. Владимира Титова увезли в городскую больницу № 26, Алексея Иванова – в НИИ скорой помощи имени И.И. Джанилидзе.

– Нам позвонила какая-то девушка, сказала, что на отца рухнул рекламный щит, он в больнице на Костюшко, – вспоминает сын Владимира Титова, Константин. – Я тут же бросился туда. Врачи пытались меня успокоить, мол, все обойдется. Я им поверил, но уже на следующий день отца перевели в реанимацию: у него стали опухать руки, перестали слушаться ноги. Он угасал буквально на глазах и утром 9 Мая умер. Только после его смерти я узнал, что шансы на спасение были равны нулю – у отца были отбиты все жизненно важные органы, его спина представляла собой один сплошной огромный синяк…

Попавший в НИИ скорой помощи Алексей Иванов тоже был на волосок от смерти. Врачи диагностировали у него компрессионный перелом позвоночника, переломы руки и ноги, закрытую черепно-мозговую травму, ушиб легкого. Нужны были срочные операции. Но в самый неподходящий момент выяснилось, что у больного ко всем этим травмам добавилась еще и пневмония.

– Неделю отец находился между жизнью и смертью, – говорит сын пострадавшего Владимир. – Это чудо, что он выжил…

Правоохранительные органы на ЧП отреагировали вяло. Почти две недели одно ведомство отфутболивало материалы другому. Только спустя четыре дня после смерти Владимира Титова Следственный комитет при прокуратуре Петербурга возбудил уголовное дело по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Алексей Иванов проходит по этому делу… свидетелем! Говорят, что в милиции возбуждено уголовное дело о причинение ему тяжких телесных повреждений, но милицейские следователи до сих пор даже не поинтересовались самочувствием Алексея Владимировича.

В свою очередь установщик рекламного щита – ООО «Светодизайн» – развернул бурную деятельность. Уже через несколько часов после трагедии искореженная конструкция была вывезена с места событий в неизвестном направлении. Представители фирмы связались с родственниками пострадавших и начали утомительные и, как выясняется, бессмысленные переговоры о компенсации.

– Мы встретились с руководством ООО «Светодизайн» через три дня после трагедии, – говорит Константин Титов. – «Мы не виноваты, – заявили они, – мы только смонтировали эту конструкцию, а собирала ее другая фирма. Тем не менее мы готовы компенсировать вам материальный и моральный ущерб. Назовите только сумму…» На следующую нашу встречу даже прибыл представитель Городского центра размещения рекламы, попытавшийся взять на себя роль третейского судьи. Но, похоже, у руководства фирмы вдруг резко изменились приоритеты. Гендиректор ООО «Светодизайн» неожиданно засобирался в загранкомандировку. «Мы вам позвоним, как только он вернется», – заверили нас менеджеры фирмы. Но звонков так больше и не было…

С семьей Ивановых рекламщики поступили честнее – оплатили две дорогостоящие операции и лечение в реабилитационном центре. Правда, сделали это спустя три месяца после трагических событий, когда Ивановы влезли в долги, выплатив медикам астрономическую для них сумму – почти 400 тысяч рублей. Впрочем, ветеран до сих пор нуждается в медицинском наблюдении – его мучают боли в позвоночнике, он с трудом передвигается.

– Когда меня выписали из реабилитационного центра, ко мне приезжал следователь, – говорит Алексей Владимирович. – Битый час говорили с ним ни о чем, я даже не понял, зачем он ко мне приезжал.

Инженер Алексей Иванов, принимавший участие в создании знаменитых на весь мир десантных кораблей на воздушной подушке «Скат» и «Зубр», прекрасно понимает, что произошло в тот день у Российской национальной библиотеки. У огромного рекламного щита не было элементарных креплений к земле, считает он. Парусная конструкция из железа и винила (по нашим сведениям, размером 8 на 10 метров. – Ред.) буквально висела в воздухе. Достаточно было небольшого порыва ветра, чтобы вся эта махина весом более полутонны рухнула вниз на проходящих мимо людей.

– Это чистая случайность, что пострадали всего два человека, – считает Иванов. – Жертв могло быть на порядок больше.

Кстати, по словам коллег Иванова, праздничные панно появлялись у Российской национальной библиотеки и раньше. Что за фирма их устанавливала – неизвестно. Но всегда одновременно с металлическими элементами для монтажа рабочие привозили бетонные плиты, которыми после установки щита крепили опорные балки. «Конечно, это было не совсем эстетично, – говорят сотрудники «Алмаза», – зато безопасно».

Праздничная реклама – дело хлопотное, не всякая фирма за такое возьмется. Но у ООО «Светодизайн» давно сложились теплые отношения с Городским центром размещения рекламы. На открытых конкурсах на выполнение работ по централизованному оформлению Санкт-Петербурга к общегородским и праздничным мероприятиям фирма всегда была в числе фаворитов. Она украшала город практически ко всем праздникам, получая за это щедрое вознаграждение из городского бюджета, зачастую измеряемое десятками миллионов рублей. Почему же обласканный фаворит вдруг совершил такую роковую оплошность?

– Рекламный бизнес в Петербурге – штука сложная и запутанная, – согласился на правах анонимности прокомментировать ситуацию известный в городе специалист по рекламе. – Если чиновники захотят, рекламщик будет ходить по струнке в буквальном смысле этого слова. Ведь в нашем бизнесе куча регламентов, СНИПов и прочих требований. В ЧП у Российской библиотеки, скорее всего, виноват аврал. Кому-то в спешном порядке нужно было решить вопрос с украшением города к 9 Мая. Судя по всему, панно слепили из того, что было под рукой, и тут же смонтировали, начисто забыв надежно его укрепить...

После этого специалист по рекламе сделал паузу и добавил:

– Знаете, если бы такое случилось в советские времена, разбор полетов был бы совсем другой. ЧП у РНБ могли запросто признать политической диверсией. А виновники – не только лишиться теплых кресел, но и оказаться в местах не столь отдаленных. Но сейчас всем на все наплевать. Даже на День Победы…

Алексей Владимирович Иванов узнал о смерти своего друга спустя два дня после 9 Мая.

– Родные скрывали от меня его смерть, я услышал об этом по радио, – с болью говорит он. – 9 Мая было для нас с Володей особым днем. Мы ведь с ним родились буквально накануне войны. Он – в 38-м, а я в 40-м году. Моя мама вывезла меня – грудничка – из Ленинграда буквально за несколько дней до того, как вокруг города замкнулось блокадное кольцо. А трехлетнего Володю Титова в июле 1941-го эвакуировали с полуострова Ханко, где служил его отец. Мать посадили на один транспортный корабль, а его на другой. В море на конвой налетели фашистские «стервятники». Часть кораблей потопили. Мать Володи два года считала его погибшим. И только в 43-м году выяснилось, что Володю эвакуировали в Нижний Новгород… У меня до сих пор в голове не укладывается: как можно было выжить в военном аду и погибнуть такой нелепой смертью в мирное время…

Расследование ЧП поручено провести следственному отделу по Московскому району СУ СКП Петербурга. По словам следователя Ара Бозиняна, в июле материалы дела были направлены им в Центр судебной экспертизы на Некрасова. Эксперты обещают дать заключение не раньше ноября. По словам следователя, их выводы станут решающими для определения виновных в трагедии лиц. Назвать заказчиков рекламы следователь отказался, ссылаясь на тайну следствия. Хотя это секрет Полишинеля – городские СМИ уже не раз писали, что заказчиком праздничной рекламы был комитет по печати. И эти сообщения никто не опровергал.

– Да, найдут, как обычно у нас бывает, стрелочника, например того же бригадира монтажников, и всю вину на него свалят, – считают родственники пострадавших. – А чиновники и бизнесмены, наживающиеся на рекламе, останутся белыми и пушистыми.

«НВ» связалось с ГЦРР и ООО «Светодизайн» и попросило прокомментировать скандальное ЧП.

– Никаких комментариев во время следствия мы вам давать не будем, – заявили чиновники и рекламщики…

 

Максим Попов. Фото Андрея Малашкевича
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь