«Они же чудо совершили!»
Летчики, в ручном режиме посадившие самолет на деревья, заслуживают награды за спасение всех пассажиров
Вынужденная посадка самолета Ту-154М, следовавшего 7 сентября по маршруту Полярный (Якутия) – Москва, на вертолетную площадку около села Ижма была, по предварительным данным районной прокуратуры, произведена из-за неисправности электрооборудования самолета. На борту авиалайнера отказали сразу три из четырех генераторов. Поэтому экипаж был вынужден производить посадку в ручном режиме. Причем радиосвязь не работала, а диспетчерское сопровождение не осуществлялось.
Напомним, ранним утром 7 сентября Ту-154М вынужден был совершить посадку на заброшенном сельском аэродроме, на котором когда-то приземлялись Ан-24, а в данное время он служит только вертолетной площадкой. При приземлении самолет вышел за пределы взлетно-посадочной полосы и на 200 метров углубился в лес, поскольку ее длина (1300 метров) недостаточна для посадки таких авиалайнеров. Корпус самолета получил механические повреждения. На его борту находились 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и одна беременная женщина, а также 3 кота – Кэтти, Селедка и Ушастик и овчарка по кличке Рекс. Чудом никто не пострадал.
Пассажиров вертолетами в течение дня доставили в Ухту, а оттуда спецрейсом отправили в Домодедово. Впрочем, лететь дальше решились не все. Одна пожилая пара, прибыв в Ухту, отправилась на станцию Ираель и села в поезд, следующий до Москвы.
На месте происшествия работает следственно-оперативная группа. Кроме того, в Ижму прибыла комиссия Рос-авиации. Проверка обстоятельств займет 10 дней. Специалисты международной авиационной комиссии обязали пилотов злополучного Ту-154М присутствовать при расследовании авиапроисшествия на месте аварийной посадки лайнера. Четверо членов экипажа воздушного судна – пилоты первого класса Евгений Новоселов, Андрей Ламонов, штурман Сергей Талалаев и бортинженер Рафик Каримов – вчера (8 сентября) уже дали показания. Представителям МАК предстоит выяснить, по какой причине на высоте 10 километров у самолета внезапно отказала вся электросистема.
Между тем официальный представитель Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Извольский назвал этот случай уникальным, а действия экипажа – героическими. Он также заявил, что после проведения расследования экипаж может быть представлен к награде. Того же мнения придерживается руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько. Он считает, что пилоты Ту-154М рейса Мирный – Москва, сумевшие справиться с аварийной ситуацией во время выполнения полета и тем самым спасти пассажиров, достойны государственных наград.
По некоторым сведениям, компания «Мирнинское авиапредприятие», которой принадлежит Ту-154М, планирует вернуть его в эксплуатацию. Но это будет сделано только в том в случае, если в силовых установках и несущих конструкциях самолета не будет выявлено нарушений, а Минтранс даст соответствующее разрешение. Однако, по мнению членов экипажа Ту-154М, вероятность безопасно вывезти авиалайнер из леса и поднять в воздух крайне невелика.
прямая речь
Руслан Шумаков, пассажир:
– Летчикам особое спасибо, молодцы. Ведь сели практически на деревья. Без приборов, наугад совсем шли. Нам лишь сказали пристегнуться и голову вниз опустить, мы уже конца ждали. По приезде в Москву мы хотим ходатайство писать, чтобы летчиков обязательно наградили – они же нам жизнь спасли, чудо совершили! Вы смотрели, как на Гудзон самолет садился? Наше приземление было куда страшнее – деревья сносили крылом. Когда приехали «скорая помощь» и служба противопожарной охраны, они очень удивились, что все остались целы и невредимы.