Северо-Запад

«Почему вы не ставите жесткие вопросы?»

10 сентября

Первый созыв Общественной палаты Республики Коми оказался беззубым и малоэффективным

В Коми началось формирование второго созыва региональной Общественной палаты, поскольку срок первого истекает в ноябре. Но по мере выдвижения кандидатов журналисты и общественники все больше задаются вопросом: а насколько эффективной была деятельность палаты номер один? И вообще, нужен ли этот орган, призванный по идее стать связующим звеном между властью и обществом?

А ведь формирование первого созыва ОП РК проходило, можно сказать, под звон фанфар. С высоких трибун говорилось о том, как много предстоит сделать этому органу, как он будет проводить общественную экспертизу готовящихся законодательных актов, давать умные и дельные советы высокопоставленным чиновникам, буквально кричать о болевых точках общества. Тем более что в Коми это была уже не первая попытка создания ОП. К тому времени в регионе действовала Общественная палата, созданная по инициативе лидера женского движения республики Ольги Савастьяновой и объединившая представителей 36 некоммерческих общественных организаций.

Однако, хотя власти прислушивались к савастьяновской ОП и даже публично называли ее «общественным парламентом», не имея под собой законодательной базы, этот орган какого-либо существенного влияния на экономику и социальную сферу республики не оказывал.

Новая ОП РК создавалась, опираясь на принятый республиканским парламентом закон «Об Общественной палате РК». Формировалась она по образу и подобию своего федерального предшественника: 10 человек назначает глава республики, еще 10 – Госсовет Коми, а эта двадцатка выбирала себе еще десятерых. Правда, срок деятельности решили увеличить вдвое по сравнению с федеральным аналогом.

По меткому замечанию активного члена республиканской ОП, председателя Ассоциации национально-культурных объединений Коми Леонида Зильберга, «Общественная палата готовилась по следующему рецепту: взяли горсть ветеранов, смешали с двумя стаканами партхозактива из второго эшелона и добавили для вкуса пару-тройку буйных. Готовили на слабом огне с закрытой крышкой. Блюдо получилось малосъедобное, власти употреблять его категорически отказывались».

Надо сказать, что самых «буйных» в палату не допустили. За бортом оказались такие активные общественники, как председатель комитета спасения Печоры Валентина Семяшкина, председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин и даже представитель курируемого властями благотворительного фонда «Покаяние» доктор исторических наук Игорь Жеребцов.

Возглавила палату с подачи республиканской власти известный в регионе экономист и общественный деятель, лидер движения «Коренные женщины Коми» Галина Князева.

И вот прошло четыре года. Что же ОП РК может записать себе в актив? Совсем немного. Как рассказала Галина Князева, однажды после заседания палаты, посвященного деревянному домостроению, резко поменял свою точку зрения заместитель главы республики Иван Поздеев и поддержал идею. Еще один положительный пример привел Леонид Зильберг:

– В течение года активно работала комиссия по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов. На заседании комиссии приглашались силовики. Они реально отчитывались, ставились реальные проблемы. И реальным результатом такой деятельности стало создание Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Ее активисты теперь регулярно проверяют места лишения свободы на соответствие их федеральным и мировым нормам, делают замечания, проверяют их исполнение. Вот так должна работать Общественная палата.

Ну а как же она работала на самом деле?

– На пленарные заседания практически никогда не приходили чиновники высокого уровня, – признался Леонид Зильберг. – Наш последний Гражданский форум был полностью провальным. На него не пришел ни один чиновник и ни один депутат. Палата увязла в решении каких-то, может быть, и важных, но отнюдь не имеющих общественной значимости вопросов экономической жизни. Поэтому заседания палаты были более похожи на семинары.

Не в восторге от деятельности ОП РК и ее председатель Галина Князева:

– На наших заседаниях мы пытались обсуждать все важные принимаемые правительством и госсоветом документы. И мы ожидали, что к нам придут люди от власти, разъяснят свою позицию и выслушают нашу. Очень жалко, что такого общения не состоялось. А ведь президент Дмитрий Медведев регулярно встречается с членами Общественной палаты России.

Но самой жесткой критике подверг ОП РК бывший мэр Воркуты Игорь Шпектор, полгода назад назначенный членом федеральной Общественной палаты. На встрече со своими региональными коллегами он обвинил их в беззубости:

– Многих из вас я знаю очень хорошо. Вы очень серьезные и активные люди и, что очень важно, люди независимые. Так что же вас останавливает? Почему вы не ставите жесткие вопросы? То, что может позволить себе палата, то не может позволить себе правительство, которое, возможно, было бы солидарно с вами в решении тех или иных вопросов. Но оно не может выйти на уровень премьера или президента и сказать, что вы принимаете закон, который вообще-то ни к селу ни к городу.

Итог работы плачевный, о чем свидетельствует опрос, проведенный на сайте ОП РК. На вопрос: «Как вы оцениваете работу палаты?» 46 процентов ответили: «Плохо» и еще 20 процентов проголосовали: «Могло быть и лучше». Региональной власти Общественная палата была не нужны, но и сами ее члены не стремились на власть как-то влиять.

Новый глава республики Вячеслав Гайзер решил подойти к формированию палаты по-новому и предложил независимым СМИ провести открытое голосование за выдвижение кандидатов в члены Общественной палаты РК от общественных организаций. Одно из информ-агентств откликнулось на призыв. Первое место заняла нелюбимая властями, но очень активная правозащитная комиссия «Мемориал». И если представителей такого рода организаций удастся провести в палату номер два, то есть шанс, что она, в отличие от своей предшественницы, окажется более эффективной, более результативной, а главное, более зубастой.

компетентно

Галина Князева, председатель Общественной палаты Республики Коми:
– Общественная палата была призвана подавать сигналы власти, а власть со своей стороны – показывать, что слышит и реагирует на них. Но, к сожалению, ничего такого не получилось ни с нашей стороны, ни со стороны власти.

Игорь Шпектор, член Общественной палаты России:

– Я изучаю информацию о деятельности общественных палат и не вижу там Коми. Наша республика не фигурирует как активная общественная палата. Нет вопросов, нет мнений, нет предложений. Есть информация из Вологды, Красноярска, Алтая, Нарьян-Мара… А из Коми – ничего! А протоколы, которые мне присылают, носят характер беззубости.

Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь