Общество

Храм как барьер для наркотиков

11 сентября

В Ленинградской области Русская православная церковь успешно помогает наркозависимым людям преодолеть страшный недуг

–Нет легких наркотиков, все наркотики страшные! – сказал, отвечая на вопрос одной юной журналистки, протоиерей Сергий Бельков – настоятель прихода Коневской иконы Божией Матери в поселке Саперное на Карельском перешейке. Отец Сергий – основатель и бессменный руководитель епархиального противонаркотического реабилитационного центра «Саперное».

Без малого 15 лет назад власти отвели под храм участок – по сути, свалку, стихийно образовавшуюся рядом с кладбищем. Все начиналось с уборки мусора. Теперь здесь деревянная церковь, выполненная в виде древнерусского бревенчатого терема, с прилегающим благоустроенным двором-сквером, где даже есть фонтан, называющийся «Святой Архангел Михаил».

В мирской жизни Сергей Бельков был старшим оперуполномоченным Ленинградского уголовного розыска по особо важным делам. Приходилось участвовать в задержании наркоманов, и к ним Бельков относился как к преступникам. Крестился он в 24 года. Оказавшись – уже в сане – в Коневском монастыре, три года работал с наркозависимыми. Первый настоятель возрожденного монастыря архимандрит Назарий (теперь – епископ Выборгский) один из первых в России (а возможно, и в Советском Союзе) начал заниматься исцелением наркоманов «через веру». Затем отец Сергий был назначен на приход в Саперное.

– Здесь ко мне обратились ребята, которые уже прошли реабилитацию на Коневце, и попросили организовать общину, где могли бы оказывать помощь людям, страдающим от наркотической зависимости, – вспоминает он. – Так и был организован первый в России центр реабилитации наркозависимых. Вначале он не был епархиальным, просто при приходе. И жили мы не здесь, а в поселке, снимали жилье. Но потихонечку обустраивались – с помощью ребят, потом стали появляться благотворители. Государство, видя какие-то, может быть, небольшие наши успехи, стало нас признавать. Потом мы стали выигрывать тендеры и совершенствовать свое хозяйство. Теперь у нас есть столярная мастерская, ферма – это тоже помогает решать наши задачи. За время существования центра реабилитацию прошло более 500 человек. Сейчас их у нас около 25: 16 мужчин – в Саперном и 8–10 женщин в поселке Торфяное, в 30 километрах. В перспективе – освоение шести гектаров земли в поселке Красноармейское. С большим трудом мы все-таки привлекли внимание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и теперь надеемся с помощью этой государственной структуры освоить новую территорию.

Журналисты часто интересуются у отца Сергия процентом избавления от наркозависимости.

– Было время, когда мы проценты не считали, потому что перед нами стоит задача не заниматься подсчетом, а помогать людям. Но поскольку мы участвуем в программах, на которые государство дает деньги, и оно, безусловно, должно понимать эффективность наших программ, пришлось подсчитывать. Сегодня можно говорить: от 75 до 80 процентов, даже до 85. Но процент может меняться – в зависимости от того, насколько быстро правоохранительные органы выстроят заслон наркотикам, насколько экономическая ситуация в стране меняется в лучшую или худшую сторону.

На начальном этапе воспитанник не обязательно должен быть верующим, крещеным.

При Александро-Невской лавре существует епархиальный отдел по противодействию наркомании и алкоголизму, где работают не только священники, но и православные психологи, социальные работники. И перед тем, как стать воспитанником, человеку предлагается ознакомиться с программой реабилитации. Если он ее принимает, активно посещает и не пропускает занятия, не употребляет в это время наркотики, не нарушает дисциплину – его рекомендуют в центр.

Реабилитация здесь не медикаментозная. Она, по словам отца Сергия, «больше похожа на психокоррекцию, чем на лечение». Состоит она из пяти компонентов: духовного, психологического, педагогического, образовательного и социально-терапевтического. В последний входит трудотерапия.

– Мы стараемся, чтобы человек не только получил какой-то трудовой навык, но привить ему трудолюбие, – объясняет протоиерей. – Ибо в основном провоцирует человека на прием наркотиков праздность, ничегонеделание.

Хотя возраст воспитанников от 18 до 34 лет и у кого-то из них есть даже высшее образование, «великих мастеров» среди них не наблюдается. Некоторые вообще никогда нигде не работали. Теперь работают они в основном на ферме, в столярной мастерской, занимаются уборкой территории, озеленением, выполняют вспомогательные работы на строительстве. И некоторые потом идут по строительным специальностям. Уже есть и такие, что организовали свои небольшие фирмы.

Пребывание в центре бесплатное. Но условия довольно жесткие. Здесь запрещено курить, покидать без благословения территорию. Нарушитель удаляется без права повторного обращения. Воспитаннику разрешается написать в месяц не более двух писем. (Ну а получить – сколько напишут.)

– Это не наши прихоти, – говорит отец Сергий. – Все это определено опытным путем в результате многолетней работы. Всякая связь с миром, из которого его забрали, всякие ассоциации, которые могут возникнуть от общения с теми или иными людьми, способны повлиять на внутреннее состояние человека. 

Курс реабилитации – год. Это тоже определено опытным путем – раньше было девять месяцев. В центре считают: человек должен находиться под непрерывным наблюдением полный круг церковного календаря. Потому что организм у разных людей в разное время года реагируют по-разному. Надо это понимать и знать, чтобы суметь вовремя профилактировать срыв.

Сотрудники центра не только интересуются, как человек живет после реабилитации, но и, при необходимости, оказывают помощь. При Александро-Невской лавре есть группа поддержки. Можно обратиться туда. Можно приехать – и приезжают – в Саперное, в Торфяное.

– Нам проще разрешить проблему, которая возникла, – говорит отец Сергий, – потому что мы знаем наших воспитанников глубже, чем, допустим, священник в городе, к которому в первый раз обратится за помощью бывший наркозависимый. Для нас человек – наркоман, только пока он употребляет наркотики. Попал к нам – уже не наркоман. Мы не с наркоманами работаем, а с последствиями наркомании. Если, допустим, у вас был грипп и он прошел – вы что, гриппозный, что ли?.. Другой вопрос, что беда может вернуться. Но наш опыт показывает, что если человек не оставит веру в Бога, то к наркотикам он никогда не вернется.

 

Константин Глушенков, Владимир Желтов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь