«Русь» со сложной судьбой
А сюда мы будем ходить в кино – махнул рукой папа в сторону огромной стройплощадки за высоким бетонным забором. Ворота стройки были распахнуты, и через них взад-вперед сновали самосвалы. На углу Коломяжского и Богатырского проспектов строился невиданный по размаху трехзальный кинотеатр «Русь». Мама посмотрела сквозь стройку и мечтательно улыбнулась. Мы возвращались с просмотра кооперативной квартиры в новом доме на Богатырском проспекте. Со всех сторон грохотали стройки. Было начало 1980-х, и вскоре здесь должна была открыться станция метро «Пионерская». Чтобы расплатиться за свое новое жилье, родители уехали зарабатывать на Всесоюзную ударную стройку «Колымская ГЭС». Когда мы вернулись домой в начале 1990-х, я была уже старшеклассницей. Кинотеатр имел четкие очертания, но был по-прежнему недостроен. На его брюхе красный кирпич расступался и открывал взглядам прохожих бетонное нутро – ярусы будущего кинозала. Над конструкцией возвышался мощный «плавник», за счет которого недострой зрительно доминировал и над соседней застройкой, и над своей ближайшей соседкой – станцией метро.
Время шло, кинотеатр не подавал признаков жизни. В середине 1990-х забор по всему периметру облепили ларьки (к слову, они существуют тут и поныне, невзирая на «ларьковую войну» конца двухтысячных). А сама территория величиной с три гектара, на которой планировалось разбить зеленые аллеи, стала неприступной цитаделью. По вечерам ларечники уносили туда свои товары в вагончики за высокой охраняемой стеной.
Тогда же, будучи корреспондентом крупной городской газеты, я смогла официально узнать о судьбе недостроенного кинотеатра. Архитектор Приморского района открыл мне глаза на то, что «Русь» обитаема. Оказалось, еще в 1991 году она была сдана в аренду на 49 лет религиозной организации евангелистских христиан «Миссия «Благая весть». Распоряжение главы города разъясняло: сделано это «...в целях дальнейшего совершенствования нравственного воспитания и духовного возрождения населения Ленинграда».
Население же Петербурга, глядя на недострой за серым бетонным забором, скорее падало духом, уже теряя надежду на то, что территория у метро когда-нибудь приобретет цивилизованный вид. Вокруг росли современные высотные дома из стекла и бетона, и на их фоне кинотеатр «Русь» мельчал и морально старел.
– Он похож на громоздкий мебельный гарнитур помещика Собакевича, не находишь? – спросил меня однажды папа, когда мы прогуливались мимо.
В середине 2000-х, когда все имеющиеся в городе долго- и недострои уже прибрали к рукам новые хозяева и вернули их к жизни в новом качестве, наконец появилась информация о том, что «Русь» ждут перемены. По замыслу компании, которая перекупила эту землю, на месте старого кинотеатра должен появиться ультрамодный торговый центр с современным кинозалом и дополнительным выходом в метро. А папа, гуляя уже с моим сыном по району, снова мечтал, как они будут с внуком ходить в новый кинотеатр по выходным.
Прошло еще несколько лет. Первый проект нового владельца «Руси» отклонили, вместо него приняли другой. И только компания собралась с духом начать реализовывать свой замысел, как в 2008 году жахнул кризис. Теперь, по официальной версии, «реализация планов на этом месте отложена на неопределенный срок».
В нашей семье уже никто не строит планы посмотреть здесь когда-нибудь кино. Моих родителей, которые мечтали, будучи молодыми, бегать сюда на вечерние сеансы, уже нет в живых. А мой сын-школьник, гуляя со своей иногородней двоюродной сестрой по району, охарактеризовал однажды это здание, как «непонятно что, из-за забора которого на нашем проспекте всегда стоят лужи».
Инна Тимченко, обозреватель «НВ»