Северо-Запад

«Ленин» пошел курсом «Авроры»

28 сентября

Одной из главных достопримечательностей Мурманска в прошлом году стал первый в мире атомный ледокол «Ленин». После «дембеля» с маршрутов проводки судов по Северному морскому пути легендарный корабль целых 20 лет простоял в «запасниках» ФГУП «Атомфлот». Именно изоляция на территории режимного предприятия и спасла его от разграбления вандалами и охотниками за цветными металлами. Ледокол стал экскурсионным объектом 5 мая 2009 года.

Ребристый металлический плавучий причал у Морского вокзала, к которому раньше швартовались атомные подводные лодки, был специально перевезен в Мурманск из Североморска. За первые 16 месяцев туристической деятельности на «Ленине» побывали около 40 тысяч человек. Первые 12 месяцев корабль-музей работал бесплатно, чтобы его могли посмотреть все местные жители. С мая 2010 года за право осмотреть легендарный корабль и пощупать его механизмы надо заплатить 100 рублей, что, согласитесь, недорого. Для спецкора «НВ» директор музея «Атомный ледокол «Ленин» Александр Тимофеев организовал бесплатную эксклюзивную экскурсию.

…На черном корпусе ледокола и на кремового цвета надстройках я не заметил признаков коррозии. Было очевидно, что перед транспортировкой на вечную стоянку ветеран арктических ледокольных конвоев подвергся серьезной и качественной «предпродажной подготовке». Вполне ухоженными оказались и внутренние помещения «Ленина»: кают-компания, рубки, санчасть... Правда, во всех внутренних помещениях ощущался устойчивый затхлый запах, но это понятно. Как ни драй палубу, а в возрасте 51 года, да еще после 20-летней консервации, корабль не будет пахнуть утренней свежестью. Многочисленные перила трапов сияли лаком темного дерева и надраенной латунью. В пустынное машинное отделение «почетного пенсионера Арктики» можно было заглянуть только через стекло. Но это сделано не из соображений безопасности, а чтобы туристы не замарались. Атомная силовая установка мощностью 44 тысячи лошадиных сил была демонтирована сразу после постановки бывшего флагмана ледокольного флота СССР на прикол.

В 1989 году «Ленин» пришвартовался к причалу одного из закрытых заводов корпорации «Атомфлот». Доступ к нему на целых 20 лет был закрыт не только для мародеров и охотников за цветметом, но и для моряков, некогда служивших на легендарном ледоколе.

– Одними из первых посетителей нашего музея стали именно бывшие члены экипажа ледокола «Ленин», – вспоминает Александр Тимофеев. – На глаза многих моряков навернулись слезы, так как они смогли увидеть ставший родным корабль спустя десятки лет…

На экскурсиях денег много не заработаешь, и дирекция ледокола-музея «Ленин» это понимает. Полярный первопроходец стал таким же символом для Мурманска, как и крейсер «Аврора» для Петербурга. Революционную «Аврору», например, уже не раз арендовали для своих корпоративных мероприятий российские олигархи и просто богатые люди, у «Ленина» пока масштабы скромнее. В кают-компании ледокола проходят не только деловые конференции и семинары, но и, как сообщил спецкору «НВ» директор музея, пасхальные и рождественские вечера. Пока только для сотрудников МИДа, но аппетит, как известно, приходит во время еды. Музыканты мурманской филармонии, игравшие на «Ленине», отмечают, что акустика на корабле очень хорошая.

Не исключено, что корабль-ветеран может превратиться в востребованный бизнес-центр. На территории бывшего флагмана ледокольного флота в избытке просторных помещений и кают, которые можно приспособить под конференц-залы, выставки и информационные центры. Известный всему миру бренд притягивает деловых людей как российского, так и скандинавского Заполярья. Не случайно 2 октября 2010 года в рамках II Арктического Мурманского международного экономического форума именно на «Ленине» пройдет его туристический раздел. Бизнес-перспективы у заполярного символа радужные, особенно если найдутся деньги на современные вентиляционные системы. На «Ленине» пока их нет, и через два часа даже в просторной кают-компании становится душно.

…Признаюсь, что капитанский мостик меня разочаровал. Во-первых, по курсу ледокола виднелись не торосы и белые медведи, а береговые постройки Мурманского морского вокзала и жилые дома. Во-вторых, штурвал «Ленина» оказался каким-то игрушечным, сантиметров 50 в диаметре.

 

Сергей Тачаев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь