«Морякам стыдно носить форму»
Специальный корреспондент «НВ» Сергей Тачаев продолжает свои путешествия по Северо-Западу России. На этот раз он вернулся из Мурманска, и сегодня мы представляем вторую часть его региональных очерков
Заполярный город приютился у южной кромки узкого Кольского залива. Расстояние между восточным (если смотреть в сторону Баренцева моря) берегом своеобразного фьорда, где, собственно, и раскинулся Мурманск, и западным, где базируются два заброшенных городских микрорайона, не превышает километра. Словом, этот арктический залив чуть шире Невы. В городской черте он ничем не отличается от реки, так как перспектива и мощь акватории скрываются за многочисленными сопками.
Поразило, что в морском стратегическом городе с незамерзающим портом, форпостом России на Севере, за 94 года его истории власти не удосужились построить ни одной набережной! А ведь Мурманск протянулся вдоль залива на целых 20 километров.
Чтобы увидеть профиль Кольского залива, необходимо забраться на самую высокую сопку Зеленый мыс в северной части Мурманска, туда, где возвышается памятник героическим защитникам Заполярья. Из центра в это место можно добраться только на такси (150 рублей за 10 километров).
Именно природный ландшафт – высокие сопки и извилистый профиль воды – сформировал принципы застройки столицы Заполярья. Мурманск раскинулся над акваторией залива в виде четырех пологих и широких террас (ярусов, как на футбольном стадионе). Дорога между второй и третьей круто идет вверх. Машины с таким углом подъема справляются, а вот пешеходы – нет. Чтобы облегчить их страдания, тротуары на самых крутых участках перепрофилированы в лестницы.
Вот такой он, Мурманск, – 20 километров в длину и всего 3 в ширину. Пешеходам практически везде приходится трудно, так как перепад высот на одной и той же улице может достигать 50–70 метров, а дорога через каждые 200–300 метров идет по синусоиде. Вот почему в столице Заполярья не ходят трамваи, хотя другой электрический транспорт – троллейбусы – поднимается в горку без особого напряжения.
Главная городская площадь называется по-питерски: Пять Углов. В местной топонимике о северной российской столице напоминает также улица Ленинградская. И это не случайно: с 1921 по 1938 год Мурманск был столицей округа Ленинградской области, а в формировании его внешнего облика и экономики приняли активное участие ленинградские ученые, архитекторы и геологи.
Странно, но за пять дней командировки я не заметил на улицах заполярной столицы ни одного человека в форме моряка. А ведь в Мурманске базируются торговый и рыбный порты, а также военно-морское инженерное училище.
– Моряки никуда не делись, но им стало стыдно носить форму из-за своих низких заработков, – поясняет журналист газеты «Мурманский вестник», коренной житель этого города Петр Болычев. – Вне службы люди предпочитают носить штатское, хотя еще 20 лет назад наш город пестрел морской формой, как гражданской, так и военной. Каждый второй посетитель ресторана или кафе в советские времена был моряком, так как месячные заработки у них начинались от 500 рублей, что является эквивалентом нынешних если не 100, то 50 тысяч. А сейчас среднестатистический моряк или рыбак зарабатывают в Арктике не больше 30 тысяч. Тут не до кабаков, прокормить бы семью…
Сергей Тачаев