«ТЭФИ» спасли скандалы
Список лауреатов «ТЭФИ» в этом году не изобиловал именами всероссийского значения, и церемония рисковала пройти вовсе незамеченной. Если бы не два крупных скандала, заставивших о ней говорить всю страну.
Речь даже не о том, что в петербургской части награждения (в категории «Лица») в очередной раз обошли «Школу» и ее автора Валерию Гай Германику (напомним, за неделю до этого на первой части церемонии в Москве приз получили только продюсеры сериала Константин Эрнст и Игорь Толстунов). И не о том, что Кирилл Набутов в номинации «Спортивный комментатор» соревновался практически сам с собой. И даже не о том, что журналистка из Томска Юлия Мучник в номинации «Интервьюер» выиграла у авторов двух крупных проектов Первого канала – Бориса Бермана с Ильдаром Жандаревым («На ночь глядя») и Владимира Познера («Познер»).
Первый «гром» прогремел после того, как президент Фонда «Академия российского телевидения» Михаил Швыдкой зачитал приветственные послания от президента и премьер-министра РФ.
Вместо создателя фильма «Подстрочник» (картина повествует о судьбе переводчицы Лилианны Лунгиной) Олега Дормана, которому был присужден специальный приз, на сцену вышел продюсер картины Феликс Дектор и прочел письмо Дормана, в котором тот, поблагодарив всех способствовавших выходу картины на экран, отказался от награды. Причем сделал это, что называется, «хлопнув дверью».
«Среди членов академии, ее жюри, учредителей и так далее – люди, из-за которых наш фильм 11 лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет, – пишет Олег Дорман. – У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит».
В зале возникла неловкая пауза, которую зал замял аплодисментами, а телеведущий Андрей Максимов, даже стоя, приветствовал смелое решение режиссера. Ну а Михаил Швыдкой, так и оставшийся стоять на сцене с неврученной статуэткой, объявил, что приз передаст телеканалу «Культура», показавшему «Подстрочник».
Далее церемония пошла по накатанной: счастливые лица, теплые слова, море благодарностей и золотой блеск статуэток. Ведущий лучшей информационной программы «Новости 24» с Михаилом Осокиным поблагодарил Петербург, что после переезда части церемонии сюда его дела пошли в гору быстрее (Осокин «ТЭФИ» в этом году получал в третий раз; причем вторую премию он обрел год назад здесь же, на сцене Михайловского). Лучшая ведущая лучшей информационно-аналитической программы Марианна Максимовская извинялась за «свой нелепый вид» с двумя статуэтками, которые, подобно младенцам-двойняшкам, лежали у нее на руках. Актер Максим Аверин торжествовал, размахивая статуэткой за лучшее исполнение мужской роли в телевизионном фильме/сериале…
И вроде бы конфуз остался позади. По прошествии времени поступок Дормана, как позднее сказал Швыдкой, стал казаться каким-то «некрасивым и неуместным» на этом празднике жизни. Но вот закончилась церемония, отснят материал для телевизионной версии, которая вышла в эфир тем же вечером, а журналисты внезапно получают информацию, что, оказывается, есть еще один лауреат, о номинации которого все уже попросту забыли. Обладательницей приза «За личный вклад в развитие российского телевидения» стала опальная Манана Асламазян, создатель и руководитель общественной организации «Интерньюс». Но было принято решение «не затягивать эфир» и вручить премию в рамках конкурса «ТЭФИ-Регион» в начале 2011 года.
Многие члены академии назвали решение не объявлять со сцены о награждении Асламазян возмутительным, а первый президент Академии российского телевидения Владимир Познер даже в интервью «Эху Москвы» заявил, что теперь подумывает о выходе из ее состава.
Алина Циопа. Фото Евгения Лучинского