Оксана Фандера: «Думаете, я мать-деспот?»
Известная актриса призналась, что «вряд ли бы вступила в дискуссию с любовницей мужа»
Она, в отличие от других известных актрис, в кино снимается редко, в театре почти не играет, в антрепризах не замечена. Она замужем за режиссером Филиппом Янковским, который задействует супругу почти во всех своих картинах, которые снимает нечасто. У них сын и дочь (Ване 20, он студент театрального вуза, Лизе – 15, она школьница). Семейный союз Фандеры и Янковского считается счастливым и прочным, хотя они упорно не пускают журналистов в свой дом, крайне скупо говорят на личные темы, словно боясь спугнуть свое счастье…
Тем неожиданней было увидеть Оксану Фандеру в картине, которую снял не ее муж, да еще в роли обманутой жены…
– Оксана, чем вас заинтересовала роль Лады в фильме «Про любоff»?
– Я согласилась, потому что мне захотелось «протащить» через историю гламура, то есть через внешнюю оболочку, некое содержание, которое не имеет отношения к месту пребывания. Мне кажется, нет большой разницы, где развивается любовная драма – в Вероне, на Рублевке или в Южном Бутово. Нет разницы в том смысле, если у вас много денег – вы так любите, а если денег мало – вы любите иначе. Если у вас денег куры не клюют, то вы выясняете отношения благородным образом, если в кошельке пусто – скандалите и бьете друг другу морды. Если убрать внешнюю атрибутику и оставить только содержание, то оно ничем не отличается. Не имеет значения, откуда вы, где выросли, сколько вам лет, есть ли у вас дети или нет... Если вы любите человека, а он не отвечает взаимностью, морочит голову, то обиженные барышни реагируют одинаково, потому что им очень больно. Моя героиня – обижена мужем-олигархом (Федор Бондарчук. – Прим. ред.), и для нее это поважней любых бриллиантов…
– Те шикарные наряды и украшения, которые носит на экране ваша героиня, – это реквизит или ваши личные вещи?
– Нас одевала компания Mercury, она же предоставляла украшения. В самый первый съемочный день на меня надели роскошное колье, а в конце дня оно категорически отказывалось расстегиваться. За мной бегали охранники, потому что к украшениям приставляется по несколько человек, и мое колье стоило очень много денег. Я уже надела джинсы, и мы с Марусей, художником по костюмам, решили, что я должна улизнуть с этим украшением, а дальше мы с ней его сорвем и деньги поделим пополам (смеется).
– Как вам игралось с Федором Бондарчуком? Вы ведь давно знакомы и дружите семьями…
– В этом фильме у него блестящая роль. Режиссер Ирина Субботина сказала, что в этой картине Бондарчук напоминает молодого Марлона Брандо, и в этом есть своя правда… Федор – замечательный партнер, с ним очень комфортно. Невероятно терпимый и терпеливый, он был на площадке исключительно актером. А ведь ему пришлось работать с режиссером-дебютантом. Я давно заметила, что когда дебютирует режиссер, то актеру, у которого достаточно серьезный профессиональный багаж, всегда так или иначе хочется помочь или помешать. Актеры, бывает, раздражаются, потому что дебютанты могут работать чуть медленнее или делать что-то не так, как принято. А Бондарчук не только актер, а еще и сам опытный режиссер… Казалось, Ирина Субботина изначально обречена на бесконечные советы и опеку! Но Федор был абсолютным примером терпения, очень правильно себя вел и тем самым успокаивал всю съемочную группу, когда было понятно, что нужно просто подождать, чтобы режиссер сама пришла к правильному решению.
– В чем суть любовной драмы, сыгранной вами и вашими партнерами?
– Многие женщины сталкивались с тем, что мужчины отличаются от женщины тем, что в подавляющем большинстве своем полигамны. Есть мудрые женщины, которые говорят: это личное дело каждого. А есть кто не хочет видеть реальное: «Как полигамны? Ты же мне обещал, что будешь любить только меня!»
Мне кажется, что банальная история из фильма «Про любоff» хороша тем, что касается каждой из нас. Подобное происходило с нами, с нашими друзьями-подругами, которые висели у вас на телефоне и на протяжении двух часов рыдали: «Я не могу поверить, что он действительно переспал с моей подругой... или со своей секретаршей». Эта история хороша именно тем, что не придумана, не слеплена.
По гамбургскому счету, это история о том, кто как понимает любовь. Тому, у кого меньше эго и больше альтруизма, то есть отдающая сторона, ему легче в этой ситуации найти себя. Тот человек, у которого больше эго, говорит: «Как, а мне?!», и он чувствует эти моменты более остро. Здесь невозможно сказать, кто прав, кто виноват. Мое мнение: чем человек более чистый, духовный, тем правильней его отношение к изменам. Это не значит, что женщина должна все прощать, закрывать глаза, делать вид, что ничего не замечает. Но если каждый человек, мужчина или женщина, попытается найти причину в себе, ну просто хотя бы начать с этого, то есть шанс избежать поспешных решений, сохранить семью…
– Вы сочувствуете своей героине, а ведь она далеко не идеальная жена…
– Она неудовлетворенная женщина, у нее нет детей. Она любит своего мужа, прощает ему многое. Она как та жена солдата, которая стала женой генерала, пройдя с мужем весь путь… Но он двигается дальше, а ей нечего ему предложить. Ее время безнадежно уходит, ее годы летят быстрей, чем его. Это важный момент, потому что мужчины в определенном возрасте начинают обращать внимание на студенток.
– Но циничный герой Бондарчука любит именно вашу Ладу, а не «студенток»! Как ни парадоксально, изменяя с молоденькими барышнями, герой фильма возвращается именно к Ладе, потому что любит…
– Совершенно верно. Но у него есть время, возможности, гормоны, чтобы морочить голову той прекрасной девушке, которая уверена, что ее чувства взаимны.
– Оксана, у вас счастливая семья, знаменитый муж-режиссер, дети. Откуда вы знаете про изнанку семейной жизни?
– В моей семейной жизни действительно другие отношения, и я бы, конечно, поступила иначе, чем моя героиня. Во мне нет такой смелости, дикости. Я не могу разбивать бокалы и вряд ли вступила бы в дискуссию с любовницей своего мужа. Мне проще было бы в силу моего цыганского происхождения развернуться и уйти, вообще ничего не объяснять. Я строила эту Ладу исключительно на том, что знаю о своих друзьях, о подругах, для меня это собирательный образ неглупой, рефлексирующей женщины, которая не может отпустить мужа на все четыре стороны, потому что его любит, она не знает, как поступить, пытается у нас на глазах с этой ситуацией справиться. Интересно еще и то, что, явно не впервые столкнувшись с изменой мужа, она впервые посмотрела глаза в глаза девушке, которая, как мне кажется, на нее похожа. У нас и актерский кастинг получился забавный, у нас один тип с Олей Сутуловой, мне это понравилось. И когда я говорила: «Она как я 15 лет назад», я внутри себя воспроизводила Олины оленьи глаза, чистоту лица, и я имела в виду конкретно ее. Ладе особенно больно сознавать, что на смену ей пришла не просто другая, а, возможно, она сама, но на 15 лет моложе. И это вдвойне тяжело, когда тебе не просто позвонили, что твой муж спит с другой женщиной, а ты знаешь, как она выглядит, видишь, чем она может взять твоего мужа, чем она «перекрывает» тебя.
– Оксана, года два назад я беседовал с вашим сыном Иваном Янковским после фильма «Индиго», где он сыграл главную роль... Но после этого о младшем представителе замечательной актерской династии ничего не слышно. Как у него дела идут?
– Ваня поступил в Театральный институт к Андрееву, но спустя полгода сказал мне, что он хочет перепоступать к Женовачу, в РАТИ-ГИТИС. Я сказала, что поддерживаю любые его начинания, и вообще это очень смелый поступок, ведь если он не поступит, то отправится в армию. Он ушел от Андреева и перепоступил, добился своего, хотя это было совсем не просто. Он способный малый, я довольна.
– В кино больше его не приглашают как актера?
– Я пока не разрешаю ему сниматься. Я считаю, что человеку нужно обладать не только приятной наружностью и знаменитой фамилией, но и внутренним содержанием. Но этого в нем пока недостаточно.
– Вы такая жесткая, властная?
– Думаете, что я мать-деспот? Нет, когда я говорю вам, что не разрешаю ему сниматься, вы должны понять не превратно. Это уже является его решением, потому что я, пробившись сквозь его сознание, убедила сына в том, что сниматься в кино можно только в том случае, если есть определенный внутренний опыт, есть потери и переживания, которые человек должен сначала накопить. В противном случае на экране появится просто смазливое лицо и известная фамилия.
– Оксана, а сами где-то снимаетесь?
– В двух арт-хаусных проектах. В фильме Дмитрия Черкасова «Долина роз», там замечательный сценарий Олега Антонова, который написал «Гарпастум», «Апостол». Это абсолютно некоммерческая история, надеюсь, фильм будет любопытный.
Беседовал Михаил Антонов. Фото ИТАР-ТАСС