Нас не угонят?
Как обезопасить свой автомобиль от угонщиков
Ежегодно количество машин в Петербурге увеличивается на 200–250 тысяч. Растет и количество случаев угона автотранспорта. Только в прошлом году в нашем городе зарегистрировано более 5 тысяч подобных преступлений. Раскрываемость угонов невелика – 5–7 процентов. Однако эксперты считают, что для такого крупного мегаполиса, как Петербург, это весьма приличная цифра. Особенно если учесть тот факт, что уровень технической оснащенности угонщиков постоянно растет. Владельцы каких моделей больше всего рискуют вновь превратиться в пешеходов и какие меры помогут если не полностью исключить угон, то хотя бы свести его шансы к минимуму, выяснял корреспондент «НВ».
Одна из крупных страховых компаний опубликовала список наиболее угоняемых в Петербурге машин по итогам первого полугодия 2010-го. Страховщики, основываясь на своих данных, составили своеобразный «антирейтинг» автомобилей, первые три места в котором заняли дорогие иномарки. Причем все производства одной компании – «БМВ» (модели «Х6», «БМВ-5» и «Х5»). Машины немецкого концерна сразу же объявили в нашем городе чуть ли не «проклятыми». Не менее популярными среди угонщиков остаются и автомобили так называемого среднего класса.
– Такая тенденция наблюдалась и в 2009-м, – рассказал начальник отдела по раскрытию преступлений, связанных с неправомерным завладением транспортным средством Управления уголовного розыска криминальной милиции ГУВД по Петербургу и Ленобласти Сергей Сушков. – В числе лидеров – «Мицубиси Лансер», «Форд Фокус», «фольксваген» – в общем, все «средние» седаны. В последние годы люди их много покупали.
Кроме того, в список неблагонадежных попали еще несколько моделей, производимых японскими компаниями. Речь идет о «Тойоте Камри», «Мазде» (3, 6 и СХ-7), «Ниссане Альмера» и «хонде» («CR-V» и «Аккорд»). Замыкает категорию наиболее угоняемых «Шевроле Лачетти».
Как удалось узнать корреспонденту «НВ», на долю вышеперечисленных машин приходится почти 40 процентов проданных в последние три года через автосалоны в Петербурге транспортных средств.
А вот машины среднего класса в отличие от дорогих престижных автомобилей угоняются (в подавляющем большинстве) не для перепродажи, а на разборку. В мастерских дельцы разбирают их на запчасти и продают детали по отдельности. А спрос, между прочим, очень велик. Чем больше в городе машин определенных моделей, тем больше вероятность, что они попадут в ДТП и затем потребуют ремонта. Например, несколько лет назад петербургские автоворы начали настоящую охоту на автомобили «Нива-Шевроле». Произошло это из-за того, что к производимому в России по совместной технологии внедорожнику было практически не достать запчастей и владельцы разбитых машин оказались не готовы переплачивать вдвое, а то и втрое, чтобы не ждать, пока придет их заказ. Сейчас же, как рассказывают милиционеры, данную модель встретить в сводках автоугонов почти невозможно. Рынок деталей для нее перенасыщен, к тому же сама машина давно утратила былую популярность – вот угонщики и потеряли к ней всякий интерес.
Нынешние лидеры угонов вряд ли покинут неприятный «подиум» в течение ближайших трех-пяти лет. Дело в том, что автомобили среднего класса стали вполне доступны для многих петербуржцев по цене, так как выпускаются на территории Петербурга и Ленинградской области. Сейчас в нашем регионе уже работают пять иностранных заводов, производящих качественные транспортные средства, и снижать темпы производства они совсем не намерены.
– Горожане предпочитают покупать иностранные модели, сошедшие с конвейера у нас, – уверен аналитик автомобильного рынка Дмитрий Ройзман. – Эти авто примерно в полтора раза (если мы говорим о базовой комплектации) дороже российских (например, «ВАЗов» или «Волг»), но по качеству намного превосходят их. По моим прогнозам, в будущем интерес к продукции известных автоконцернов, открывших свои производства у нас, будет только расти. Вполне вероятно, что и число угонов данных моделей будет, к сожалению, только увеличиваться.
Совсем для иных целей воруют престижные машины. В списке наиболее угоняемых автомобилей класса «люкс» – «бентли», «мерседесы» представительского класса, «инфинити», «порше», уже упоминавшиеся «БМВ». Эти машины угоняются, как правило, после долгой подготовки и практически сразу же вывозятся из города. По словам милиционеров, если такой автомобиль пропадает и не находится в течение полутора-двух недель, хозяин, скорее всего, свою машину больше никогда не увидит. Дельцы переправляют дорогие иномарки подальше от Петербурга – в Краснодарский и Ставропольский край, в республики Северного Кавказа (при этом в цене они потеряют не слишком много по сравнению с «салонной»: угнанная машина стоит примерно на 20–25 процентов дешевле новой).
В своей работе угонщики используют множество технических приспособлений. Одно из них, например, полностью подавляет сигнализацию, включая даже спутниковые и радиопоисковые системы. Но подобные «штучки» доступны в основном только профессиональным мошенникам.
– Сигнализацию в автомобиль нужно ставить обязательно, – говорит эксперт по противоугонным системам Андрей Изотов. – С ней ваш автомобиль будет защищен от обычных угонщиков, не обладающих самыми передовыми средствами. Как правило, высокие технологии применяют только настоящие «гуру» автоугона, а они охотятся лишь за самыми дорогими и престижными машинами. Авто среднего класса угоняют по старинке. Так что не стоит пренебрегать, например, блокираторами руля.
Защититься полностью от угона, уверен Андрей Изотов, нельзя. Но можно серьезно подготовиться к противодействию ворам. Особенно популярен сейчас прибор, имитирующий поломку двигателя. Устройство позволяет завести мотор, но через 4 секунды он глохнет из-за того, что автоматика разрывает цепь катушки зажигания. У угонщика будет еще одна возможность завестись – через 12 секунд цепь вновь замкнется. Но если ему даже удастся проехать несколько метров, по истечении 4 секунд двигатель снова заглохнет. 99 из 100 злоумышленников решат, что автомобиль неисправен, и потеряют к нему всякий интерес.
Впрочем, единственный вариант реально обезопасить себя от кражи автомобиля – ставить его в гараж на охраняемой территории. Вот только количество гаражей в Петербурге, как известно, уменьшается – автомобильные боксы сносят для освобождения территорий под жилое строительство. В связи с этим, опасаются милиционеры, количество угонов может еще больше возрасти. Если же у вас нет возможности спрятать машину в гараж, эксперты советуют ставить ее на охраняемую автостоянку, а во время поездок оставлять в наиболее людном месте.
Пятерка самых угоняемых авто в Петербурге
(цена машины в базовой комплектации)
Никита Рубцов