Торг здесь неуместен
Валентина Матвиенко вынесла на рассмотрение Законодательного собрания новый законопроект, согласно которому город сможет разделить с бизнесом расходы на строительство социальных объектов. В материале «Детсадовская уплотниловка», вышедшем в свет 16 октября 2010 года, «НВ» писало о том, что для ликвидации очередей Петербургу не хватает 20 детсадов. Мы также подсчитали, что решение этой проблемы обойдется бюджету в 3 миллиарда рублей. С помощью новой схемы чиновники, похоже, нашли способ сэкономить деньги городской казны.
Идеей создания государ-ственно-частных партнерств (ГЧП) для социальных объектов губернатор поделилась после того, как открыла новый детский сад в Выборгском районе.
– Очередь в детские сады будет сокращаться не только за счет строительства учреждений на бюджетные средства, но и за счет инвесторов, – сообщила Валентина Матвиенко. – Город намерен подписывать соглашение с компанией, которая параллельно со строительством жилых домов будет вкладывать средства и в создание социальных объектов. При этом детские сады будут государственными учреждениями. В течение 10 лет город вернет инвестору вложенные средства и получит объект в собственность.
В комитете по управлению городским имуществом (КУГИ) уточнили, что детали законопроекта о ГЧП еще прорабатываются.
– О конкретных условиях предоставления земельного участка говорить рано, – рассказала официальный представитель КУГИ Ольга Барашкина. – В каких долях будут строить садики и школы город и инвестор, будет ли предоставляться участок под садик бесплатно, пока не ясно. Очевидно одно: земельный участок в этом случае инвестор получит целевым способом (участок под строительство предоставляется городом по фиксированной цене, без торгов. – Прим. авт.).
При этом законопроект о государственно-частном партнерстве уже одобрен комитетом по законодательству при городском парламенте, и его рассмотрят на ближайшем заседании. У главы этого ведомства Виталия Милонова уже есть свое видение работы этой схемы.
– Например, фирма-застрой-щик возводит жилой объект, в плане которого есть садик, за это инвестору город продает землю под жилой дом с дошкольным учреждением по льготной цене целевым способом, а не через торги, как это делается обычно. Затем город в течение определенного времени выкупает сад у инвестора за часть цены. Выгода очевидна: мы тратим меньше денег на строительство объекта, а инвестор меньше платит за землю. Обязательства прописываются в документах.
Напомним, что сегодня закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» уже существует, но он распространяется только на крупные объекты – от 100 миллионов долларов. С появлением же законопроекта все может измениться. Если депутаты примут его до Нового года, то первый социальный объект на основе государственно-частного партнерства может появиться уже следующим летом.
Между тем инвесторы относятся к подобному партнерству скептически. По мнению представителя одной из крупных строительных компаний Петербурга, общая схема проекта интересна, но детали могут ее испортить.
– Надо смотреть, насколько будет привлекателен участок, – прокомментировал корреспонденту «НВ» инициативу правительства собеседник, по его просьбе мы не называем компанию, которую он представляет. – Сейчас мы редко покупаем участки под строительство напрямую у города и в основном работаем с частными компаниями, у которых есть наиболее интересные территории и по более выгодной цене.
И еще. По словам источника «НВ», схема государственно-частного партнерства сегодня отчасти уже работает. Строительные компании возводят в рамках жилого проекта садик или школу, и город в течение нескольких лет выкупает этот объект по себестоимости. Получается, что новая схема финансирования социальных строек в большей степени выгодна городу, который будет приобретать у инвестора сады, школы и поликлиники, спортивные комплексы за часть цены, а не за полную стоимость.
– По моему глубокому убеждению, строительство социальных объектов должно оставаться в ведении города и осуществляться на средства из городского бюджета, – высказал свою точку зрения генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест» Александр Лелин. – Конечно, понятно желание администрации переложить на чужие плечи собственные заботы и обязанности, но даже предложенные взамен преимущества при получении земельного участка и делении расходов по строительству соцобъекта не делают предложение привлекательным для застройщика.
Софья Прокошева