В Петербург привезли «Мадонну с кроликом»
«Мадонна с младенцем и святой Екатериной» (она же – «Мадонна с кроликом») из собрания Лувра пробудет в одном из Итальянских кабинетов Нового Эрмитажа до 12 декабря. Она привезена из Парижа в обмен на картину «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе, которая экспонировалась в Лувре в прошлом году.
–Это Тициан на пороге зрелости, – рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Ирина Артемьева. – Перед нами как бы «прощальная» картина в смысле прощания со стилем Джорджоне и с тем искусством, которое было лейтмотивом всей венецианской живописи на протяжении трех первых десятилетий XVI века. Здесь все сосредоточено, предельная детализация, которая позже будет нехарактерна для Тициана.
Знаменитое полотно прошло непростой путь: будучи написанным в 1530 году по заказу герцога Мантуанского Федериго II Гонзага (по всей видимости, в качестве подарка его матери), оно находилось в этой семье почти столетие. А потом было подарено герцогом Винченцо II, в числе других принадлежавших семье картин, самому кардиналу Ришелье – дабы заручиться его поддержкой. А после смерти кардинала его наследник проиграл во время игры в мяч всю коллекцию Людовику XIV. Так полотно оказалось в Лувре.
Как и любое великое произведение живописи, «Мадонна с кроликом» полна скрытых символов.
– Тема «Мадонна с младенцем и святой Екатериной» исторически выросла из «святых собеседований» – изображений Мадонны с предстоящими святыми, – рассказала корреспонденту «НВ» Ирина Артемьева. – Просто искусство Ренессанса придало жизнь этим сценам. Все персонажи не просто стоят рядом с Мадонной, как это было в византийской живописи, или в Проторенессансе, – они вовлечены в диалог. Это почти живая зарисовка с натуры, почти жанровая сцена. Но вместе с тем в ней, конечно, много религиозной символики. Например, земляника на первом плане – это символ рая, как и цветы; яблоко и виноград в корзинке перед Мадонной – не просто провизия, а символ евхаристии: виноград – олицетворение крови Христа, яблоко – символ первородного греха, искупителем которого стал опять же Иисус. Белый кролик – это символ боговоплощения и чистоты Мадонны…
Однако помимо религиозной составляющей некоторые исследователи находят в картине и автобиографическую: Например, что в образе святой Екатерины представлена жена Тициана Чечилия, которая передает Марии своего умершего в младенчестве ребенка. А пастух с черной овцой на заднем плане многим подозрительно напоминает заказчика картины – Фередиго II Гонзага, портрет которого примерно в это время писал Тициан.
Демонстрация «Мадонны с кроликом» в Эрмитаже – это еще и заявка на будущее: дело в том, что куратор выбрала именно эту картину потому, что через некоторое время в Эрмитаже должна пройти выставка еще одной картины, уже своей собственной, но забытой петербургскими посетителями за долгие годы ее реставрации. Речь идет о первом шедевре Тициана времен его работы в мастерской Джорджоне – «Бегство в Египет».
Алина Циопа