«Башни подчеркивают исторические черты города»
Жан Пистр, руководитель архитектурного бюро Valode & Pistre, которое уже 30 лет строит знаковые здания по всему миру, подключился к российской дискуссии о том, нужны ли нашим городам здания-небоскребы, в том числе ответил на вопросы «НВ».
– Столица Франции сейчас формирует моду на высотное строительство. Так, в Париже появился высотный квартал Дефанс.
– Долгое время в Париже отказывались от высотных зданий, но в последние годы тенденции в архитектуре, градостроительстве и планировании территорий смещаются в сторону высотного строительства. Это стало модным. Как раз в Ла-Дефанс мы строим сейчас 300-метровую башню. В 1960-е годы прошлого века Париж имел весьма консервативный архитектурный облик. Действовало постановление городских властей, которое ограничивало высоту всех зданий по высоте Эйфелевой башни. Но новое время нового века породило некие негласные международные состязания столиц мира. Вроде, у кого лучше, современнее и выше офисы транснациональных корпораций и штаб-квартир сырьевых компаний. И тогда стал вопрос – сможет ли Париж соревноваться с другими столицами и при этом не потерять свой исторический архитектурный облик?
– И выбрали небоскребы?
– Да, потому что появились весомые аргументы в их пользу. Когда на минимальной площади можно построить максимальное количество квадратных метров, это позволяет сохранить окружающую среду, зеленые зоны в городе. Больше места остается для дорог, для развития общественного транспорта. Современная башня – символ технической и финансовой силы столицы, государства. Все это стало мотивацией для развития высотного направления в строительстве.
– Какую роль здесь играет размещение объектов? Можно ли строить их вблизи центра или нужно выносить на окраины?
– Об окраинах нигде в мире речь не идет – только о том, как размещать эти здания в центральных районах, чтобы интегрировать их в ткань городской застройки. Например, есть так называемые сигнальные или реперные башни, которые сглаживают архитектуру. Примерами может послужить Торре Агбар в Барселоне или Тюрнинг Торсо – небоскреб в шведской Мальме. Есть примеры, когда башни, наоборот, перетягивают на себя габариты города – Нью-Йорк и Сан-Пауло. Есть варианты агломераций зданий, как в Ла-Дефанс в Париже, Кэнэри-Уорф в Лондоне или Москва-Сити в России. В Париже высотное здание строится на реперных башнях и высотной агломерации. Причем реперные башни расположатся в стратегических точках на периферии (но не на окраинах) города – по принципу знаменитых сталинских высоток в Москве. Это позволит сделать их частью истории Парижа, достопримечательностями наряду с Эйфелевой башней.
– Как новый деловой центр города влияет на архитектурное состояние исторической застройки?
– Деловые центры мегаполисов сегодня – это некое явление, от которого мы уже не можем отказаться. Башни в архитектуре городов существовали всегда. Когда-то давно это были церковные колокольни или минареты мечетей, а сегодня это офисные и жилые здания из стекла и бетона. Строительство башни сегодня должно подчеркивать и даже выявлять потерявшиеся исторические черты города, но ни в коем случае не давить на них. Это очень сложный момент. Исторический облик города должен быть нерушим. Вот здесь наиболее эффективным решением оказывается создание Сити, делового ядра неподалеку от исторического центра.
– Многие эксперты считают, что в случае строительства обособленного и богатого Сити появляется риск возникновения слишком глубоких провалов в социальном развитии районов города. Как решать эту проблему?
– Просто должен работать городской механизм, когда заработанные богатства деловой части с пользой распределяются по всем районам мегаполиса. Кроме того, я не думаю, что этот вопрос напрямую связан со строительством башен. Скорее, это политические вопросы.
– В Париже есть специальная программа «Большой Париж», которая призвана выравнивать социальные различия районов Парижа. Как она реализуется?
– Довольно эффективно. Механизм прост – все новые комплексные проекты несут серьезную социальную нагрузку, обязательства инвесторов. Например, это касается вопроса доступного жилья для горожан. Город курирует его строительство и распределение квартир.
– Как вы оцениваете создание деловых центров в Москве и Петербурге?
– На мой взгляд, московский Сити не оказывает сильного влияния на историческую застройку. Другое дело, что до этого было уже построено несколько башен, которые разрушили исторический облик этого города. В Петербурге принято очень правильное решение вывести деловой центр на достаточное расстояние от исторического ядра. Хотя я знаю, что в городе идут бурные дискуссии по поводу башни «Охта-центра».
– Какова была бы ваша позиция в этой дискуссии?
– Думаю, проект пришелся бы кстати Петербургу. Ведь это – северная столица для России и исторически важный город для Европы. Деловой центр такому городу необходим. Причем очень важно сохранить линию истории и сделать современность такой же достопримечательностью Санкт-Петербурга, какой являются постройки прошлых веков. Проект «Охта-центра» отлично передает амбиции Петербурга. У вас очень красивый исторический центр, но вблизи него обязательно должен быть деловой центр. Сейчас такое время, гонка амбиций. Этот центр должен показать силу и мощь Петербурга. Здание должно оказывать сильнейшее культурное влияние на город, оставаясь в гармоничной связи с ним. Я очень надеюсь, что эта связь будет создана.
– Вам нравится вести бизнес в России?
– Это более чем интересно и увлекательно. Исторически так сложилось, что в России всегда берутся за масштабные проекты. Естественно, есть специфика работы с климатом. Ваш климат – это вызов для архитекторов. Зато опыт, приобретенный здесь, оказывается полезен в других частях света. Кроме того, в России очень старые СНиПы. Их давно пора менять, а некоторые писать заново. Мы, кстати, принимаем активное участие в их разработке.
– Говорят, русские клиенты тяжело расстаются с деньгами…
– За 30 лет работы архитектором я ни разу не видел, чтобы с деньгами расставались легко.
Архитектурное бюро Valode & Pistre имеет штат из 250 архитекторов со всего мира. В России оно работает над проектами застройки наукограда Сколково, выставочного авиационного комплекса в Жуковском в Подмосковье, делового центра в Екатеринбурге, участвует в ряде других проектов.
Беседовал Арсений Меситов, Москва