Чиновникам не нужны дары… природы
Из-за отсутствия промышленной переработки ягод и грибов страдают и экономика Коми, и жители региона, но власти ничего не делают, чтобы изменить ситуацию
Сейчас в Республике Коми практически полностью отсутствует переработка даров леса – грибов и ягод, которыми очень богат регион. Из-за этого бюджет не получает достаточно ощутимых доходов, значительно снижаются заработки сельского населения, да и стол местных жителей теряет многие полезные продукты. Причем и специалисты, и опыт других регионов (например, Томской области) доказывают, что промышленную переработку дикоросов можно успешно развивать. Вот только республиканские чиновники совершенно не желают прислушиваться к их доводам.
Грибы и ягоды в Коми не собирает разве что очень ленивый. Даже горожане летом и осенью в свободное время выбираются в лес, чтобы пополнить свои запасы его дарами. Существует и грибо-ягодный бизнес, только он носит совершенно стихийный характер. Сельские жители собирают и за сущие гроши сдают дикоросы перекупщикам, а те перепродают их дальше. Затем собранные ими дары природы если и возвращаются в местные супермаркеты в виде джемов или маринованных грибов, то по очень высоким ценам. В итоге внакладе остаются все, кроме перекупщиков.
А все могло бы быть иначе, если бы промышленной переработкой грибов и ягод занимались внутри региона. Но почему же этого не происходит?
В министерстве экономического развития РК корреспонденту «НВ» сообщили, что переработкой грибов, ягод, а также лекарственных трав в Коми занимаются фактически только две фирмы. Сыктывкарский ликероводочный завод добавляет эти ягоды и лесные травы в ряд своих напитков. Да еще российско-норвежское предприятие ООО «Матреко-Коми» развернуло на площадке бывшей сыктывкарской фабрики мороженого производство замороженной продукции. Все остальные фирмы, так или иначе связанные с дикоросами, занимаются исключительно их заготовкой.
Специалисты министерства объясняют фактическое отсутствие в Коми грибо-ягодной индустрии тем, что для производства необходима устойчивая поставка сырья. Иначе будут простаивать мощности. А дикоросы мало того что сезонный продукт, так еще и урожайность в большой степени зависит от капризов природы. Например, нынешним жарким и засушливым летом грибов и ягод в лесу уродилось совсем немного. Поэтому предприниматели и не обращаются в министерство с такими идеями, нет на этот счет никаких бизнес-планов.
Доводы чиновников, казалось бы, убедительны, но их готовы разбить ученые Института социально-экономических и энергетических проблем Севера, а также сотрудник Коми регионального некоммерческого фонда «Серебряная тайга» Валентина Семяшкина. Недавно она вернулась из ознакомительной поездки по Томской области, куда ездила по приглашению Межрегиональной общественной организации «Экологический центр «Стриж» вместе с сельскими предпринимателями и с одним сотрудником вышеназванного института. К ее великому сожалению, ни один чиновник минрегионразвития Коми с ними не поехал, хотя опыт томичей мог бы очень пригодиться республике.
Корреспонденту «НВ» она рассказала, что власти Томской области над проблемой грибо-ягодной индустрии стали задумываться в конце 1990-х годов, потому что в этом промышленно развитом регионе сельское хозяйство, как и в Коми, оказалось в провале. И тогда была принята программа грибо-ягодного бизнеса, а затем и концепция развития экономики местных природных ресурсов.
Теперь у них действует несколько перерабатывающих предприятий, которые производят соки, нектары, джемы, повидло, конфитюры. В ход идут клюква, брусника, черника, жимолость, облепиха, рябина, лимонник. Впрочем, используется не только местное сырье, но и привозные абрикосы, вишня, персики. Таким образом производители страхуются от неурожаев. Всегда в случае нехватки одной ягоды можно заменить другой, и производство не встанет. В случае большого неурожая ягоды привозят из-за пределов региона.
Несколько иначе поставлена у томичей переработка грибов. Ими занимаются не крупные предприятия, а мелкие частники. Причиной тому – большая территория и бездорожье (это характерно и для Коми). В отдаленных поселениях установлены сушилки, а местное население обучено технологии правильной сушки. Когда накапливается приличный объем сушеных грибов, их вывозят по реке или по зимнику.
О возможности и даже необходимости развития в Коми грибо-ягодного бизнеса говорят и ученые. В прошлом году Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми ненецкого центра Уральского отделения РАН подготовил аналитический отчет «Использование пищевых и недревесных ресурсов леса как элемент экономической базы сельских населенных пунктов». Проанализировав опыт той же Томской области, а также Финляндии, проследив тенденции развития грибо-ягодного бизнеса в Коми, ученые пришли к однозначному выводу: «Ресурсные возможности региона могут обеспечить как создание крупного перерабатывающего производства с достаточно широкой номенклатурой выпускаемой продукции, так и развитие малых перерабатывающих предприятий в сельской периферии. Это позволит вовлечь в данный процесс разных экономических игроков, присутствующих в грибо-ягодной экономике Республики Коми – крупные заготовительные компании, Союз потребительских обществ РК, жителей и предпринимателей сельских населенных пунктов».
Для этого, по мнению сотрудников института, необходимо прилагать определенные экономические, социальные, научные, организационные и даже политические усилия всех заинтересованных сторон. При этом заинтересованность региональных властей, предупреждают ученые, должна быть не только в возможном пополнении бюджета, но и в развитии социально ориентированного бизнеса, который позволит обеспечить занятость сельского населения.
Увы, пока чиновники минэкономразвития РК не слышат ни ученых Института социально-экономических и энергетических проблем Севера, ни активистов фонда «Серебряная тайга», пытающихся в рамках проекта «Лесная деревня» дать толчок грибо-ягодному бизнесу. Наверное, чиновников можно понять: в отчетах лесная, нефтяная и целлюлозно-бумажная отрасли выглядят куда как весомее, чем какие-то там грибы и ягоды.
кстати
Про клюкву тоже забыли
Республика Коми очень богата клюквой. По данным исследователей, урожайность клюквы в регионе в зависимости от погодных условий может составить до 900 килограммов с гектара. В целом биологические запасы этой лесной ягоды составляют 58 тысяч тонн. Наибольшая их часть приходится на бассейн Печоры.
В советское время в Коми АССР была налажена заготовка и переработка даров природы. В рамках потребкооперации действовали в лесхозах консервные цеха. Так, только в 1988 году консервный цех Сысольского лесхоза произвел более 3 тысяч килограммов клюквы в сахарной пудре, почти 10 тысяч килограммов клюквенного варенья и свыше 15 тонн протертой клюквы. Кроме того, в Сысольском районе занимались и консервацией грибов. Увы, в годы реформ все это производство, не получив поддержки государства, прекратило существование.