Северо-Запад

Рыбное место

09 ноября

Создание в Мурманске портовой особой экономической зоны должно не только улучшить жизнь в регионе, но и сделать более разнообразными столы россиян

В Мурманской области все-таки будет создана портовая особая экономическая зона (ПОЭЗ). На II Арктическом международном экономическом форуме идею ПОЭЗ в регионе поддержал вице-премьер правительства России Сергей Иванов. Уже принято постановление правительства РФ. Что принесет ее появление области и ее жителям, выясняла собкор «НВ».

–Если отбросить прочь экономические выкладки, то рядовому мурманчанину существование портовой экономической зоны даст уверенность в завтрашнем дне, – считает министр экономического развития региона Юрий Ефремов. – Будет создано более 2,5 тысячи новых рабочих мест.

Что и говорить, перспективы вырисовываются радужные. Это и увеличение грузооборота порта, который, по прогнозам, к 2025 году составит свыше 100 миллионов тонн, и развитие транспорта, доля которого в валовом продукте области возрастет вдвое. Налоговые поступления тоже обгонят нынешние показатели. С появлением ПОЭЗ изменится в лучшую сторону и инвестиционная привлекательность региона. Ведь резидентам портовой зоны гарантируют свободный таможенный режим и налоговые льготы.

Причем государственные услуги им собираются предоставлять по принципу «одного окна». Это касается как регистрации, так и земельно-имущественных отношений, строительства и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, некоторые федеральные органы в «одном окне» будут принимать и выдавать необходимые резидентам документы и консультировать предпринимателей. Предусмотрены льготные ставки аренды земель и офисов.

Кстати, год назад Дума приняла поправки к Закону о деятельности портовых особых экономических зон. Был снижен размер первоначальных инвестиций для получения статуса со 100 до 10 миллионов евро, чтобы в число резидентов могли попасть не только крупные компании, но и представители среднего бизнеса. Помимо перевалки грузов на территории ПОЭЗ разрешили строить суда различных видов.

– В число резидентов войдут предприятия рыбоперерабатывающего комплекса, Мурманский порт, судоремонтные предприятия, – продолжает Юрий Ефремов. – Реализация проекта по созданию портовой особой экономической зоны связана с целевой программой комплексного развития Мурманского транспортного узла. Первый этап проекта мы планируем завершить уже к 2013 году. Существенное отличие портовой особой экономической зоны в нашем регионе от других в том, что она создается на неопределенный срок.

На первом этапе особое внимание будет уделено западному берегу Кольского залива. Там построят нефтяной и угольный терминалы, а также терминал для перевалки генеральных грузов. Чтобы обеспечить их транспортировку, планируется строительство железнодорожной ветки до поселка Выходной.

На втором этапе приоритетным станет развитие восточного берега, где собираются возвести контейнерный терминал, логистический центр. На третьем этапе предстоит освоение резервных площадей.

Мурманский рыбный порт войдет в портовую особую экономическую зону на втором этапе. На первом в ПОЭЗ будут включены два рыбоперерабатывающих предприятия, расположенных на западном берегу. Рыбакам создание зоны очень выгодно. Ведь сейчас они вынуждены платить такие пошлины, что у них пропадает всякое желание заходить в родной порт. ПОЭЗ даст им возможность, не пересекая таможенную границу России, привозить сюда уловы, перерабатывать и вывозить на экспорт. А та часть продукции, которая пойдет на внутренний рынок, будет проходить необходимые таможенные процедуры.

В ближайшее время будет подписано специальное соглашение между правительством региона, администрациями Мурманска, Кольского района и Минэкономразвития России, которое определит полномочия каждой из сторон. Затем пойдут подготовительные работы по подготовке инфраструктуры. На западном берегу администрация Кольского района выделит землю. Сначала будет огражден периметр, созданы таможенные терминалы, построена железнодорожная ветка. На восточном берегу все значительно сложнее. К примеру, в рыбном порту зарегистрированы почти 120 арендаторов земли. Похожая ситуация и в торговом порту.

– Пока мы столкнулись с двумя трудностями, – замечает Юрий Ефремов. – Зачастую в базах регистрационной службы данные и адреса земельных участков не совпадают с реальными, что приводит к проблемам в оформлении. Кроме того, в проекте принимают участие как региональные, так и федеральные структуры, и зачастую на согласование решений со всеми тратится много времени. Но думаю, что это пока мы только начинаем, потом все наладится.

Удастся ли мурманской ПОЭЗ избежать проблем, с которыми столкнулись уже действующие зоны? В частности, кое-где их развитию мешают железнодорожники. Из-за высоких тарифов грузы перевозить невыгодно. Налоговые льготы, которые обещали при создании, на деле оказываются не такими большими. И поэтому многие крупные компании не слишком рвутся вкладывать в ПОЭЗ деньги. 10 миллионов евро, конечно, меньше, чем 100, но тоже не всем предпринимателям по карману. Поэтому конкуренция меньше, чем могла бы быть. И что ждет мелких арендаторов земельных участков в порту, у которых нет значительных сумм? В одном из последних выступлений, касающихся ПОЭЗ, глава области Дмитрий Дмитриенко обещал учесть опыт уже имеющихся зон и, в частности, максимально снизить налоговые пошлины.

 

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+4
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь