«Золотой софит» вручали на «стройке»
Состоялась церемония вручения высшей театральной премии Петербурга
«Любите ли вы театр?» – кажется, без этого сакраментального вопроса со сцены не обходится ни одна церемония награждения в области драматического театра. Но на сей раз режиссер Григорий Дитятковский преподнес его по-новому, доверив монолог не одному актеру, а целому хору нарочито радостных, вдохновенных юношей и девушек в одинаковых костюмах, таким образом доведя сцену до абсурда.
Подчеркнутая классика – с белым серпантином, джазовым ансамблем, белыми шарфиками на темных закрытых платьях девушек, поэзией и театральными байками из уст ведущих (Георгий Штиль, Ирина Соколова, Геннадий Богачев) – сочеталась с брутальным капустником – темой театрального долгостроя. Актеры разъезжали по сцене на погрузчиках в оранжевых строительных касках (правда, с белыми крылышками), а конверты с именами победителей и статуэтки доставали из дощатых ящиков с мишурой при помощи лома.
Действительно, тема стройки, ремонта и реконструкции для петербургских режиссеров и актеров уже давно стала близкой. Вот-вот закрывается на ремонт БДТ, строятся новые здания Александринского и Мариинского театров, завершается ремонт «Зазеркалья»… Даже Борис Эйфман, поднявшись на сцену получать «Софит» за лучший балетный спектакль («Онегин»), принимал пожелания скорейшего возведения Дворца танца.
Среди лауреатов этого года преобладали александринцы: трижды поднимался на сцену художник спектакля «Изотов» Александр Шишкин: первый раз он получил приз за лучшую работу художника в драматическом театре, во второй – забрал статуэтку за режиссера «Изотова» Андрея Могучего и, наконец, в третий – за лучший спектакль на большой сцене. Сергей Паршин получил «Софит» за роль второго плана (Николай в спектакле «Изотов»), а Семен Сытник – за лучшую мужскую роль (Серебряков в «Дяде Ване»).
– Так получилось, что сегодня на сцене Александринского театра я играю довольно часто, для меня, признаюсь, даже многовато, – сказал Семен Сытник. – Но я потому играю Сорина, что с нами нет Толубеева; играю в спектакле «Изотов» астронома Заратустрова из-за того, что нет Меркурьева; и потому играю Серебрякова, что нет с нами Бруно Фрейндлиха, – тех, кто бы сыграл эти роли виртуозно. Эта премия дает мне огромные силы, желание существовать на сцене и жить так, чтобы ни вам, ни им не было за меня стыдно.
Приз за лучшую женскую роль получила Эмилия Спивак (в спектакле «Поздняя любовь» Молодежного театра на Фонтанке).
Дважды выходил на сцену Александр Баргман: он вместе с Сергеем Бызгу победил в номинации «Лучший актерский дуэт» (спектакль «Сиротливый Запад» в Театре Комиссаржевской) и стал обладателем статуэтки за лучший спектакль малой формы – «Каин», поставленный вместе с Анной Вартаньян.
В области музыкальных театров, как говорится, «всем сестрам» досталось по награде. Из труппы Мариинского театра «Софит» присужден Екатерине Кондауровой («Анна Каренина»), из «Санктъ-Петербургъ Оперы» – Виктору Алешкову («Паяцы»), из «Зазеркалья» – Вере Егоровой и спектаклю, в котором она сыграла, – «Итальянка в Алжире». В Театре музыкальной комедии приз получила Катаржина Мацкевич («Гаспарон»). Помимо уже означенного «Софита» за лучший балетный спектакль, в Театр балета под руководством Бориса Эйфмана «ушел» приз танцовщику Константину Звереву. За лучшую работу художника в музыкальном театре был награжден Зиновий Марголин (на сей раз со спектаклем театра «Карамболь» – «Шербурские зонтики»), а за лучшую музыку к спектаклю театра кукол – Татьяна Алешина (музыка к спектаклю Театра марионеток им. Е.С. Деммени «Юный Фриц»).
В рамках «Золотого софита» премия имени Георгия Александровича Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» была присуждена Темуру Чхеидзе.
Алина Циопа. Фото Снопченко