Его «Хамелеону» аплодировал Шнитке
Торжества в честь 150-летия австрийского дирижера и композитора Густава Малера полным ходом идут по всему миру. Петербург не стал исключением – к юбилею классика композитор Александр Изосимов завершил симфонию, партитуру которой передал Валерию Гергиеву.
– Когда сочинял симфонию, я и не помышлял ни о чьих юбилеях, – рассказывает Александр Изосимов, – во мне просто жили образы любимых композиторов. Но побывав в концертном зале Мариинки на репетиции Пятой симфонии Малера, я укрепился в решении написать масштабное произведение малеровского плана, представляя в качестве исполнителя именно оркестр Валерия Гергиева.
Знакомство музыкантов состоялось давно – во время учебы в Ленинградской консерватории, в студенческом общежитии. Будущий дирижер тогда полушутя предложил еще неизвестному выпускнику Тамбовского музыкального училища написать для него балет или оперу. Но в каждой шутке лишь доля шутки, и спустя четверть века Александр Изосимов вручил художественному руководителю Мариинского театра партитуру своего балета «Цветок белого лотоса», а теперь – симфонию, посвященную Малеру.
Окончив консерваторию по классу композиции народного артиста России профессора Бориса Тищенко, композитор долгое время оставался в тени. И незаслуженно, что доказало изобретение Изосимовым уникального метода написания музыки – так называемого «дышащего лада», который принес автору известность. Но опять-таки главным образом не в России, а за границей.
Суть метода – в особом чередовании музыкальных интервалов, создающем неповторимый эффект дыхания звуковой материи, ее постепенного расширения и сужения. Пьесу «Хамелеон» – первое произведение, написанное на основе новой технологии, – автор исполнил в Гамбургской консерватории в присутствии Альфреда Шнитке. Прослушав сочинение, всемирно известный мастер, который тогда уже был серьезно болен, с трудом поднялся. За ним встали его студенты, и аплодисменты переросли в продолжительную овацию. Именно с подачи Альфреда Гарриевича Изосимов начал собирать коллекцию современной музыки, которая затем легла в основу авторских передач о музыкальном авангарде на радио «Классика», где он четыре года проработал редактором и подготовил свыше тысячи программ.
За свою творческую жизнь композитор создал огромное количество самых разнообразных музыкальных произведений, часть из которых безжалостно уничтожил, посчитав слабыми.
Международное признание принес цикл «Песни прекрасного пришельца» на стихи Арсения Тарковского, Александра Блока, Людвига Уланда, Новалиса, над которым автор работал 25 лет. Среди масштабных сочинений – «Лики» для большого симфонического оркестра, секстет «Когда душа моя была облаком», «Сопереживание душе» для хора, вокальный цикл «Тетр. Песни, которые мне спела во сне Земля», два струнных квартета (премьера второго в исполнении «Авангард-квартета» успешно прошла в этом году в рамках фестиваля «Петербургская музыкальная весна» в петербургском Доме композиторов).
Однако творчество Александра Изосимова пока по-прежнему находит больший отклик за границей. Сам композитор утверждает, что не обижается – «заниматься своим именем» у него просто нет времени:
– Имя нужно только для того, чтобы продвигать искусство, никак не наоборот. Создавая свои произведения, я не руководствуюсь ни общественным вкусом, ни запросом времени. Я просто пишу музыку.
Сейчас мастер работает над оперой по сюжету поэмы Джона Мильтона «Потерянный рай», либретто пишет сам. Видимо, Валерий Гергиев получит-таки обещанную оперу.
Анастасия Ложко