Культура

Владимир Бортко: «Я снимаю политические прокламации»

10 ноября 10:09

 

Какой еще император вызывает столь много споров, почитания, восхищения и полного отрицания, как не Петр I. Триста лет прошло, а до сих пор не все понятно, не все разгадано, не все осмыслено потомками. Что же это за такая загадочная была фигура — на эту тему решил порассуждать кинорежисер Владимир Бортко. И взялся снимать психологическую драму о Петре I. Фильм, съемки которого завершаются в Петербурге, так и будет называться: «Петр Первый. Завещание». Выйти четырехсерийный телевизионный фильм должен весной будущего года на телеканале «Россия».


– Владимир Владимирович, о каком Петре фильм снимаете?

–  С одной стороны, о Петре – гениальном государственном деятеле.  Возьмем для примера итоги Северной войны.  Лифляндия, Эстландия были наши три сотни лет, пока в Беловежской пуще не решили… по-иному. А ведь это контроль над Балтикой, безопасность России и выход в Европу и мир.

Итог Каспийского похода – Россия приобрела западное и южное побережья Каспия с городами Дербент и Баку и провинциями Гилян, Мазендаран и Астрабад.  И удерживала их три сотни лет, пока это опять в Беловежской пуще не решили по-иному... Петр построил и новую столицу России – Петербург, крупнейший город на Балтике, символ укрепления России в Европе. Кто приглашал к нам лучших мастеров и архитекторов со всего мира? Петр. Кто заложил уральские заводы? Петр. Образование, науки в России – тоже он. По сути, мы продолжаем жить в его государстве…

А с другой стороны, это рассказ о больном, одиноком человеке, обеспокоенном тем, кому оставить то наследство, которое он приобрел. Верные в прошлом соратники теперь, увы, больше обеспокоены проблемой собственного существования после его смерти. И еще, я снимаю рассказ о человеке, переживающем свою последнюю, позднюю любовь. Любовь к Марии Кантемир – дочери его друга, женщине моложе его на 30 лет… Я далек от того, чтобы идеализировать Петра. У него много противоречивых черт, он неоднозначный человек и уж, во всяком случае, не душка, не милый, замечательный парень. Но то, что он делал, он завещал нам. 

– Почему вы взяли за основу роман Даниила Гранина?

– У меня давно была идея снять фильм о Петре I не в период его активной деятельности, а когда он уже находится на пороге жизни и смерти. Когда подводит итоги. И вот оказалось, что такая книга существует и называется «Вечера с Петром Великим».  Я ее с удовольствием прочитал и взял за основу. Хотя мы с моим соавтором-сценаристом Игорем Афанасьевым по-своему интерпретируем факты. Конечно, Даниил Александрович Гранин дал мне много ценных советов. На съемки просился, но вот пока не решился его пригласить: тяжело тут, холодно, крики, вопли – нервный процесс.

– Трудно ли вам было выбрать актера на главную роль?

– Нелегко. Что мы знаем о внешности Петра I, кроме того, что он был высокого роста и с усами? Но, что гораздо важнее, это должна быть  мощная личность. И такая личность нашлась –  Александр Балуев. Я им доволен. Балуеву, на мой взгляд, удается показать драму Петра. Проблема руководителя такого масштаба в том, что он всегда один. Рядом с ним нет людей, равно понимающих цели и задачи того, что он делает. Они все очень  хорошие исполнители, и первый из них – Александр Меншиков. Но он  спрашивает Петра: «Батюшка царь, чего же ты не успокоишься?» Ему непонятно, зачем царю знать, соединяются Азия с Америкой или нет. Тем более что все равно царь этого не узнает, – не успеет дождаться возвращения экспедиции Беринга. А денег на нее сколько уйдет… В то время как есть возможность набить свой карман. И в то же время Меншиков любит Петра и благоговеет перед ним. Мятущаяся натура, я рад, что выбрал замечательного актера Сергея Маковецкого на эту роль. Меншикова считали полуграмотным,  а у него была самая большая библиотека.

– Может, для антуража стояла?

– Не думаю. Первый наплавной  мост построен через Неву по его чертежам. Это говорит о нем как о талантливом человеке. Вообще о Меншикове и Петре мы часто судим по старому советскому фильму «Петр Первый». Фильм очень хороший, и он сформировал клише. На мой взгляд, немножко по-другому все это выглядит... Меншиков крупнейший и талантливый организатор. Но что правда, то правда – разворовал пол-России. Его личное состояние было больше, чем бюджет у государства.

– Сейчас будут сравнивать с Лужковым!

– Это право каждого – строить аналогии… Единственное, чего не удалось Петру, – побороть коррупцию. Сажал, головы рубил – и безрезультатно. Петр назначил губернатором Архангельской губернии чиновника из Петербурга, одного из немногих, который не воровал. Через год узнал – берет взятки. Царь его вызвал и спросил: почему берешь? Тот ответил: «Когда я был здесь – мне хватало. А став губернатором, просто не могу по-другому. Мне семью содержать надо, расходы мои увеличились, а зарплата очень невысока. Как не взять, если каждый день предлагают?» Тогда Петр положил ему зарплату в два раза большую, но, увы,  от взяток губернатор не отказался. И губернатора повесили.

– Так никто и не поборол коррупцию за тысячу лет...

– Почему? 30 лет ее не было. Сталин ее поборол! Лишил всех высших чиновников и руководителей личной собственности. Тарелка у них дома, на даче была прекрасна, но – и тарелка, и сама дача были не их. Принадлежали государству. По сути, у крупного чиновника не было ничего своего. Коррупция кончилась. То есть брали по мелочи, внизу, но угрозы существования государству не было.

– Когда вы беретесь за фильм, какую сверхзадачу ставите?

– Если чуть пошутить, то я снимаю политические прокламации. Мне нравится воспитывать фильмами. Редко кто этим занимается в наше время.

– Никита Сергеевич Михалков этим занимается...

– Точно. Видите, конкурент есть. Значит, мы вдвоем этим занимаемся. Меня часто обвиняют в том, что мне заказывают темы. Нет! Я всегда их сам для себя определяю, это мой сознательный выбор. Важно, чтобы мое желание совпало с желанием людей, у которых есть деньги. Как это совпало с «Идиотом», с «Мастером и Маргаритой». Вот тогда получается кино.

– Чем вы руководствовались, выбирая Елизавету Боярскую на роль Марии Кантемир?

– Она бесспорная звезда. Абсолютная, вызывающая у меня невероятное удивление. Талант – не по возрасту. В ней сконцентрировались способности и мамы, и папы. И у нее, уверен, блестящее будущее.

– Как же молодая любовница Петра могла влиять на царя?

– Она была ярким человеком. Свободно общалась  с самыми образованными людьми, скакала на лошадях, каталась на коньках. Знала пять языков, в ней текла кровь византийских императоров, а с другой стороны, она была прямым потомком Тамерлана. Почему Петр ее и выбрал – они совпадали в восприятии действительности. Лиза, думаю, очень сильна в этой роли. Собственно, я доволен всеми актерами – Балуев, Филиппенко, Шакуров... Хороша Ирина Розанова, которая играет Екатерину. Что значило для Екатерины появление нового наследника? Перекройка всей политической картины и конец собственной жизни… С этой любовной историей связано много интересных вещей, она касалась всех, до последнего царедворца.

– Вы сконцентрировались на психологизме? И батальных сцен нет?

– Увы. Полтавское сражение и взятие Нотебурга –  в другой раз.

– Что было самым сложным в съемках?

– Денег не хватало. И времени. Поэтому работали по 12 часов в сутки. Иногда и больше.   Но нам  еще и город всеми силами помогал, Русский музей, Монплезир, духовное руководство Александро-Невской лавры во всем шло навстречу. Спасибо им. 

– Вас не коснулось постановление, которое предписывает за 45 дней определять место съемок?

– Меня это никак не коснулось, а вот другое расстроило сильно – странное поведение директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, который не разрешил съемки в Меншиковском дворце. Почему? А бог его знает… Ценных картин там нет. По сути это  музей жизни одного человека и его эпохи. Именно того человека и той эпохи, о которой мы снимаем. Музей, который могли бы увидеть миллионы людей, которые, может быть, там никогда и не побывают. Но… Хотя два года назад я там снимал эпизод для «Тараса Бульбы». Тогда не было проблем. А теперь для зрителей останется загадкой, где на самом деле жил Меншиков, где они встречались с Петром. Снимать пришлось в других интерьерах. Это обидно.

– Как вы относитесь к телевидению, его считают вредным, кто-то выбрасывает телевизоры?

– Для меня телевидение – выход к зрителям. Представляете себе аудиторию в 40 миллионов? Столько людей смотрели каждую серию «Мастера и Маргариты». Мощнейший рупор. Я очень рад, что могу обратиться к народу вот таким способом. Я ведь прокламации снимаю. (Смеется.)

 

Беседовала Елена Добрякова
Афиша

13 октября - 22 января

Выставка «Маяковский „haute couture“: искусство одеваться», Музей театрального и музыкального искусства

25 ноября - 25 марта

Выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса», Музей Фаберже

25 октября - 4 февраля
Выставка «Зимний дворец и Эрмитаж в 1917 году»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
56.76
0.167 (0.29%)
Курс Евро
69.26
0.085 (0.12%)
Погода
Сегодня,
19 января
пятница
+3
20 января
суббота
+3
21 января
воскресенье
+3