Российская действительность для польских зрителей – терра инкогнита
Пока отечественные продюсеры ломают голову над тем, как сделать привлекательным для зрителей новое российское кино, а прокатчики с неохотой берут отечественные фильмы в кинотеатры, в Польше уже в четвертый раз с феноменальным успехом прошел большой фестиваль фильмов из России «Спутник над Польшей».
«Спутник» пролетел не только над Варшавой, где в мультиплексе «Кинотека» Дворца культуры и науки находится основная площадка фестиваля, – значительная часть конкурсных фильмов отправилась в большое путешествие по 28 польским городам: в Лодзь, Краков, Гдыню, Зелену Гуру, Познань… В главной, варшавской, программе участвовало 160 картин, 15 – в основном конкурсе плюс параллельные программы: «Женский взгляд» (фильмы Веры Сторожевой, Кати Шагаловой, Марины Разбежкиной, Анны Меликян, Ларисы Садиловой, Лидии Бобровой, Валерии Гай Германики), «Киноклассика» – в ней ретроспектива Сергея Параджанова. Андрей Плахов собрал «Варшавскую эйфорию» из документальных лент. Был еще «Калейдоскоп» с нашумевшими фильмами последних двух лет – «Адмиралъ», «Царь», «Монгол», «Стиляги». Отдельную программу составили фильмы с участием Владимира Высоцкого. 65-летию Великой Победы была посвящена подборка военных фильмов: от классических лент «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Восхождения» Ларисы Шепитько – до новой кинодрамы «Одна война» Веры Глаголевой о судьбах женщин военного времени.
В общей сложности фестиваль провел более 700 показов в 34 кинотеатрах по всей стране. В успехе такого масштабного смотра российских фильмов поначалу многие сомневались, за четыре года стало очевидно, что «Спутник» – одно из главных событий культурной жизни Польши. Фестиваль отметила призом популярная польская «Газета выборча».
«Значение этого события трудно переоценить. После 20-летнего перерыва в культурном обмене между Варшавой и Москвой, после того как в Польше выросло целое поколение людей, которые никогда не изучали русский язык, мы получили возможность с помощью кино заглянуть в современную русскую душу», – комментирует обозреватель «Газеты выборчей» Мацей Новак.
Фестиваль, начинавшийся практически как частная инициатива двух влюбленных в Россию людей – Петра Скульского, генерального продюсера «Спутника», и его жены Малгожаты Шляговской-Скульской, директора фестиваля, сейчас поддерживают с российской стороны такие мощные структуры, как «Газпром-экспорт» и «Норильск-никель».
Именно кино оказалось самым прочным мостом, соединяющим два народа. «Мне хотелось бы изменить представления о России в сознании польских граждан, – говорит Петр Скульский. – Во времена моего детства нас почти насильно кормили советскими фильмами, и люди сопротивлялись этому, но когда русское кино исчезло с экранов кинотеатров, возникло ощущение пустоты. Нам стало не хватать фильмов, в которых есть суть, есть душа и близкие, понятные нам проблемы».
Отмечая общий высокий уровень нового российского кино, жюри под руководством известного кинорежиссера и писателя Анджея Жулавского все же выделило прежде всего те фильмы, в которых осмысляется советское прошлое, так памятное полякам по пребыванию в общем восточно-европейском блоке. Первую награду и денежный приз 6 тысяч евро получил фильм Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину».
– Когда Иосиф Бродский оказался в США, ему помогал польский поэт Чеслав Милош, – сказал Анджей Жулавский. – Наши поэтические связи очень сильны, достаточно вспомнить дружбу Пушкина и Мицкевича. Попытка сделать фильм о поэте очень смелая задача.
Вторая награда и 3000 евро достались фильму Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». Польские критики расценили тяжелую семейную ситуацию, показанную в картине, как метафору общественного распада, а зрителей особенно тронула игра Светланы Крючковой в роли надрывно-злой и несчастной бабушки – они отдали фильму Сергея Снежкина еще и приз зрительских симпатий.
Своим собственным призом отметил этот же фильм и польский канал «Война и мир», так что можно ожидать, что «Похороните меня за плинтусом» в скором времени увидят и польские телезрители.
Несмотря на то что в программе были отмеченные на многих европейских фестивалях «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева, «Овсянки» Алексея Федорченко, «Другое небо» Дмитрия Мамулии и еще несколько заметных фильмов поколения новых российских кинорежиссеров, награды удостоился только Игорь Волошин с пронзительно-автобиографическим фильмом «Я» о непростой юности времен перестройки. Третий приз фестиваля член жюри, критик Анита Петровска сопроводила словами: «Такого российского фильмы мы еще не видели. С одной стороны, он до боли личный, а с другой – показывает образ целой эпохи восьмидесятых в СССР, используя новые формы, символы и гротеск». Похоже, нынешняя российская действительность во многом остается пока еще труднопознаваемой терра инкогнита для польской публики.
Может быть, поэтому больше всего зрителей стремились попасть на альманах «Москва, я люблю тебя», где сразу много режиссеров по идее должны были показать современную российскую столицу во всех ее разнообразных проявлениях. Но с этой задачей авторы не справились: гламурно-поверхностное, лишенное реального содержания кино не ответило ожиданиям публики.
Однако, подводя общие итоги IV фестиваля «Спутник над Польшей», польская пресса радовалась тому, что фестиваль последовательно и упорно возвращает польским зрителям российское кино, успешно ведет борьбу со стереотипами, помогает преодолевать предвзятость, непонимание и разобщенность в отношениях двух стран. Такова сила киноискусства.
Ольга Галицкая, киновед