«Мы стали глотком свежего воздуха»
В Израиле прошел Петербургский театральный сезон, организованный театром «Приют комедианта» при поддержке правительства Санкт-Петербурга. Первый сезон в 2007 году состоялся в Праге, потом были Берлин, Хельсинки. На сей раз – Тель-Авив и Хайфа.
–Два года назад мы позвонили в администрацию губернатора Петербурга с тем, чтобы пригласить театры с яркими и необычными, экспериментальными постановками, нам предложили провести у себя Петербургский театральный сезон, – рассказала корреспонденту «НВ» директор театра «Гешер» в Тель-Авиве Лена Крейндлина. – Приехали в Петербург, посмотрели множество спектаклей и остановились на пяти, которые, как нам показалось, будут не просто интересны израильскому зрителю, но и встряхнут застоявшуюся обстановку здесь.
Вне конкуренции оказался спектакль по пьесе Эриха-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама», который впервые в Израиль привез Театр им. Ленсовета. Мгновенно на различных сайтах появились восторженные отзывы на спектакль. А билеты на «Оскара…» были раскуплены за два месяца вперед. По усталому и счастливому лицу Алисы Бруновны Фрейндлих можно было понять, как важна для нее самой эта работа:
– Когда я перевоплощаюсь в ребенка, который заглянул в вечность, мне кажется, я лучше понимаю, как устроен этот мир.
Актриса театра «Гешер» Наталья Манор, живущая здесь 20 лет, сказала:
– Израильский зритель привык сидеть в кресле с настроением: я заплатил деньги – ну, давайте развлекайте меня. Спектакль с Алисой Фрейндлих абсолютно другого плана. Здесь надо работать всем – и актрисе, и зрителю.
Трудиться пришлось израильской публике и на двух других спектаклях. «Такой театр» привез «Иванова» по Чехову режиссеров Александра Баргмана и Анны Вартаньян, а «Приют комедианта» – «Pro Турандот» Андрея Могучего. Работы разные, но и в том и в другом случае в них есть вещи подсознательные, ассоциативные. Публика уходила пачками и с того, и с другого спектакля.
Актерам порой было трудно справиться с пространством – залы были слишком велики. Однако актриса Марина Солопченко, исполнительница роли Турандот, отметила, что уровень восприятия смешного у публики в Тель-Авиве выше, чем у питерской. Со зрителями удавалось затевать диалоги, вызывать на сцену, импровизировать. Билеты на «Иванова» продавать было сложнее, чем на другие постановки. Как рассказала театральный критик из Тель-Авива Полина Липерт, к Чехову отношение у местной публики настороженное – насколько он современен и способны ли режиссеры наполнить чеховские тексты жизнью?
В Израиле есть такая поговорка: в Тель-Авиве отдыхают, в Иерусалиме молятся, а в Хайфе работают. Наверное, потому Хайфу, город, в котором средоточие предприятий, а жители привыкли много трудиться, решили не слишком тревожить новациями. Туда повезли классическую «Свадьбу Кречинского» Театра Комедии им. Н.П. Акимова. Встречали благожелательно, но фурора не случилось – зритель шел в основном на известного Михаила Светина.
Закрывали сезон «Дон Жуаном» Театра им. В.Ф. Комиссаржевской – постановка Александра Морфова. Это было удачным финалом – тель-авивцев, в том числе и взыскательных критиков, обезоружила искрометная игра Александра Баргмана и Владимира Богданова.
Худрук Комиссаржевки Виктор Новиков радуется:
– На нашем «Дон Жуане» были не только бывшие выходцы из России, но и коренные израильтяне, и мы видели, с каким вниманием они смотрели спектакль. Потом зрители говорили нам, что очень ждут нас еще, что мы для них оказались глотком свежего воздуха. Мне кажется, теперь наши контакты с театром «Гешер» станут более частыми. Вот и первый результат – Александра Морфова пригласили поставить в «Гешере» шекспировскую «Бурю».
Вызывали улыбку у израильской публики и марионетки из Театра им. Е.С. Деммени, выставка которых проходила в фойе «Гешер». Каждый вечер первая исполнительница роли Чебурашки Фаина Костина надевала на руку большеухую рыжую куклу и разыгрывала маленький спектакль для зрителей. У бывших граждан России это явно вызывало ностальгию по детству.
цифры и факты
Десант из Питера составил 150 человек, включая актеров, режиссеров, монтировщиков, костюмеров, художников, режиссеров, чиновников и журналистов.
За неделю спектакли посмотрели 7000 зрителей.
Следующий Петербургский театральный сезон должен пройти в Милане, а сезон 2012 года – в Будапеште.