Сколково в ожидании спутников
Несмотря на все заверения ряда министров, что после кризиса Россия предстанет обновленной, ничего подобного не случилось: в прошлом году ВВП просел аж на 8 процентов, а в этом вырастет, дай бог, на 4. Но самое главное – экономика осталась по-прежнему привязанной к двум трубам – нефтяной и газовой. Слово «модернизация» прочно вошло в отечественный современный лексикон, но не в реальную жизнь.
Ищут ученые, экономисты, ищут политики в наших столицах, ищут, никак не могут найти: как же реально модернизировать экономику России?
Члены Вольного экономического общества на своем последнем съезде сошлись на том, что надо вкладываться в фундаментальную науку, поскольку она корень всему. Сергей Лесков, один из лучших журналистов, пишущих о проблемах науки, полагает, что прежде всего никуда не годится верхушка нашей Академии наук. Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что в первую голову надо определиться с теми, кто мог бы стать «прорабами модернизации», чтобы именно на них сделать ставку в модернизационной политике. И называет «поколение Медведева», то есть людей достаточно молодых, получивших гуманитарное или естественно-научное, но еще советское образование, «отличавшееся куда большей системностью, чем нынешнее», и прошедших горнило независимого предпринимательства и работы в бизнес-структурах…
Все, несомненно, правы. Однако к этим факторам нужно добавить еще длинный список других – необходимость демонополизации нашей промышленности, стимулирование бизнеса к переходу от «коротких» к «длинным» деньгам, конкретные меры, которые помогли бы наконец справиться с чиновничьим беспределом и заставить работать законы, повышение престижа профессий ученого, инженера, конструктора, рабочего высокой квалификации…
Сколково, о котором столько было сказано в последнее время (да и сделано уже немало, в том числе в финансовом отношении), – тоже крайне полезный фактор. Но и оно лишь один пункт из списка. Доказательством тому – крупная американская корпорация «Эмерсон», уже построившая инноград по типу Силиконовой долины и Сколково на Южном Урале. В этом иннограде, который называется Глобальным инженерным центром и выполняет заказы по профилю своего создателя, работают почти сплошь российские ученые и студенты. Тем не менее никакого влияния на модернизацию региона этот центр не оказал. Потому что плодами труда эмерсоновской русской долины пользуются по всему миру, но почти нигде в России. Отечественная индустрия в большинстве своем не нуждается в инновациях.
Модернизация экономики требует системного подхода. Или точнее, системных изменений в целом ряде сфер нашей жизни – от начального школьного образования до по-настоящему льготного налогообложения наукоемких производств, от предоставления куда более жестких полномочий антимонопольной службе до строительства дорог... И так далее по нескончаемому списку. Другими словами, надо перекопать всю бескрайнюю Россию, как по весне перекапывают поле, чтобы посадить картошку. Но такого чудо-трактора ни у кого нет. Да и быть не может. А значит, надо искать иной, более медленный, но зато реальный вариант.
Будущая успешность Сколково уже сегодня подкреплена рядом законодательных и организационных мер, которые призваны защитить его от мерзостей нашей повседневности. Теперь очень скоро, чтобы иннограду не было так одиноко, ему нужно подобрать достойную пару в лице промышленного региона, который получил бы не менее эффективные средства обособленности, а главное, был поставлен в такие финансово-экономические условия, при которых инновационное развитие несет реальную, все увеличивающуюся прибыль. Не думаю, чтобы этот пример оставил равнодушными предпринимателей из других регионов. И тогда постепенно количество спутников у Сколково начнет возрастать. Причем уже не по приказу из Москвы, а по инициативе самого бизнеса.
Конечно, такая модернизация отнимет минимум два-три десятка лет, уйму денег, политической воли и строжайшего соблюдения режима свободных зон, несмотря на все поползновения охваченных коррупционным зудом чиновников, экономических мошенников и политических демагогов. Но уверен: все другие пути, быстрые и легкие, – пустая говорильня.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»