Наша страна – не проходной двор
В миграционной политике России пока больше проблем, чем достижений
Жизнь мигранта всегда не сахарная. Тем более в России. А уж если он к тому же нелегал, у него нет никаких гарантий – ни на работу, ни на заработок, ни на безопасность. А подчас и саму жизнь. И все же сегодня официально ежегодный «мигрантский трафик» в Россию – от полумиллиона до полутора миллионов человек, а фактически можно говорить о пяти-шести миллионах. Эти люди приезжают к нам не только потому, что у них на родине безвыходная ситуация. У трудовой миграции в Россию есть и российские причины: объективно наша экономика заинтересована в гастарбайтерах. И чем дальше, тем больше.
В последние годы с нами произошли необратимые перемены. Россия уже не первый год на втором месте в мире после США по числу иммигрантов – 13,3 миллиона человек (в США – 35 миллионов). В 2007 году в отечественной системе учета мигрантов содержалась информация уже о 54 миллионах иностранных граждан.
Такова реальность, а точнее сказать, неизбежность, с которой мы столкнулись и в которой живем. Самые авторитетные демографы в России говорят, что население страны будет и впредь быстро сокращаться. Перелома ситуации не предвидится до 2030 года. На рынке труда самыми тяжелыми станут 2010–2030 годы. Вот что пишет в этой связи известный демограф профессор Жанна Зайончковская: «…Самым дефицитным ресурсом страны в ближайшее время будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. Нам потребуются иммигранты. Россия в ХXI столетии по интенсивности их привлечения может стать Америкой ХХ века». Уже сейчас мигранты производят примерно 10 процентов российского ВВП. При этом гастарбайтеры из таких стран, как Таджикистан, Киргизия, Молдавия, отправляя свой заработок из России, формируют до 30 процентов ВВП своих государств.
Иначе говоря, нравится нам присутствие иммигрантов или нет, – сегодня это мощная экономическая сила. И весь вопрос в том, как ее направить в легальное русло.
Пока же нелегальные мигранты наносят нашей стране ощутимый урон. По словам главы ФНС, ущерб от неуплаты налогов нелегальными гастарбайтерами составляет более 8 миллиардов долларов в год. Более 10 миллиардов долларов вывозится из России, минуя госконтроль.
Кроме того, профессиональный уровень большинства мигрантов, особенно из среднеазиатских республик, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Тем не менее наши предприниматели, стремясь к максимальной прибыли, часто используют их на тех работах, которые требуют более высокой квалификации, – машинисты башенных кранов, водители маршрутных такси, выполнение достаточно сложных строительных работ, оказание медицинских услуг... В результате резко возросли аварийность, травматизм, количество ошибок с тяжелыми последствиями.
Неупорядоченность и неконтролируемость мигрантских потоков приводят к тому, что среди приезжающих трудовых мигрантов примерно 15 процентов являются носителями инфекционных болезней – туберкулеза, СПИДа, сифилиса, разных видов гепатита, даже лепры.
Еще одна проблема – причастность мигрантов к криминалу. В неблагополучные годы преступления, совершенные иностранцами, составляли до четверти всех преступлений. Во всяком случае, именно такой факт привел один из депутатов Государственной думы в ходе дискуссии с характерным названием «Нелегальная иммиграция – угроза национальной безопасности страны».
Справляются ли наши государственные институты с этой эскалацией рисков и опасностей, которыми сопровождается интенсивная волна легальной и нелегальной миграции?
Вот факты. Несмотря на квотирование рабочей силы, прибывающей к нам из-за рубежа, примерно на полтора миллиона разрешенных мигрантов нелегально приезжающих на заработки ежегодно оказывается в 5–6 раз больше. Не удается решить и проблему демпинга дешевой рабочей силы. Откровенно скандальной и даже взрывоопасной стала ситуация с водителями маршруток. В Москве по этой причине принято кардинальное решение – на общественном транспорте вообще отказались от водителей-иностранцев.
Похоже, ФМС не способно выиграть борьбу с нелегальной миграцией. В 2008 году из России выдворено всего 0,5 процента иностранцев, что абсолютно не соответствует числу правонарушений и численности нелегальных гастарбайтеров. Основная причина в том, что ведомство не располагает достаточными средствами для адекватных депортаций. Но мешают и прорехи в законодательстве: депортировать можно только мигрантов, больных СПИДом, а разносчиков других опасных болезней – нельзя.
Наша страна быстро превращается в проходной двор для мигрантов, что, кстати, мешает заключить безвизовый режим со странами Европы.
Конечно, в регулировании миграции мы сильно отстаем от европейского опыта. Но и Европа в последнее время признает, что многое у нее не получается. В частности, мигранты живут замкнуто и не адаптируются к традициям принявшей их страны. И тем не менее зарубежная практика имеет немало поучительного. Прежде всего миграция признана как серьезное правовое, политическое и экономическое явление, которому уделяются огромные усилия всего международного сообщества. Существует много документов, выпущенных под эгидой ООН, в том числе «Международная конвенция о трудящихся-мигрантах», а 18 декабря отмечается Международный день иммигрантов.
Признаемся себе: Россия делает лишь первые шаги в цивилизованной «миграционной политике». На правительственном уровне регулярная и системная доктрина в данной области пока только разрабатывается. Бизнес – главным образом, крупный, являющийся главным заказчиком гастарбайтеров, – не чувствует своей социальной ответственности ни за создание бытовых и трудовых условий для мигрантов, ни за тот демпинг в зарплатах, благодаря которому коренные жители теряют свои рабочие места. Чиновники на местах, милиция – они видят в мигрантах в основном источник своего личного обогащения. А голоса общественных организаций, которые, как свидетельствует мировой опыт, лучше всех могут наладить контакты с лидерами национальных общин и способствовать предупреждению межэтнических конфликтов, пока не слышно.
Игорь Риммер, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга