Сиделок меньше, чем больных?
Из-за проблем с финансированием ветераны могут остаться без помощи социальных работников
Вчера парламентарии приняли городской закон о сиделках для пожилых горожан. Это решение достойно особого внимания в связи со скандалом, который разгорелся в начале недели.
Женщинам, нанятым через агентства по городской программе помощи инвалидам и ветеранам, с октября не платили зарплату. В течение двух месяцев они продолжали обслуживать пожилых за свой счет и, щадя чувства одиноких людей, скрывали от них, что делают это бесплатно. Чтобы рассчитаться с долгом, город выделил 120 миллионов рублей. Вчера соцработники наконец начали получать задержанные суммы. При этом на работу они не ходят, так как работодатель из-за отсутствия денег с 1 декабря расторг с ними договор. Зато в их заботе нуждаются лежачие старики – сейчас они остались без необходимой помощи.
– Елена Александровна, здравствуйте! Как вы, как ваше здоровье? – с этой фразы у сиделки Ирины Донец начинается каждый рабочий день.
Ветеран Великой Отечественной войны Елена Филипповская не встает с кровати уже больше 10 лет. Несколько месяцев назад у нее появилась настоящая сиделка. Теперь каждый день женщина ходит в магазин, готовит еду, моет и убирает.
– C психологической точки зрения пожилые люди, конечно, капризные. Иногда могут и обидеть, но силы придает элементарное уважение к ним, – сказала Ирина.
Городская программа – служба сиделок для лежачих ветеранов – начала работать с февраля 2009 года. По итогам конкурса выбрали четыре коммерческие фирмы, которые и отбирают домашний персонал. Их деятельность контролируют районные комплексные центры социального обслуживания. Услуги сиделок ветеранам обходятся в 10 процентов от их стоимости. Основные расходы на себя берет городской бюджет. Этой помощью сейчас пользуются 1,5 тысячи ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны. Как вчера было сказано на заседании ЗС, в проекте бюджета на 2011 год на сиделок предусмотрено 250 миллионов рублей. Хотя раньше планировалась более крупная сумма. Также говорилось, что в следующем году ухаживать за стариками будет столько же – примерно тысяча сиделок. На деле в их услугах нуждаются около 2000 лежачих больных.
Одиноким людям требуется не только качественный уход, но простое человеческое общение. Так что среди прочего специалисты должны читать своим подопечным новости, книги и даже обсуждать с ними телевизионные передачи и сериалы.
Работая в государственной программе, сиделка может получить примерно от 70 до 100 рублей в час. Впрочем, сами люди говорят, что идут на такую работу совсем не из-за зарплаты. Ведь за нахождение рядом с лежачим больным в течение 12 часов получают не такие уж и большие деньги – 15–20 тысяч рублей в месяц. Хотя время ухода за пожилыми людьми с осени этого года фирмы резко сократили.
– Когда в марте этого года нас нанимали, то за работу обещали платить 120–140 рублей в час, в итоге наша зарплата составила 80–90 рублей, но мы не стали придираться и согласились, – рассказала сиделка Марина Шакарова. – Но когда нам за два месяца не выплатили зарплату, мы не выдержали и пошли жаловаться в агентство ЮСИ, которое нас нанимало. Нам наш генеральный директор сказала, что выплаты остановил город, но в связи с чем, они не знают.
Соцработники подали на агентство-посредника в суд, разразился скандал, и с 1 декабря женщины не выходят на работу. Вице-губернатор Людмила Косткина списала проблемы с финансированием благородного труда на плохую работу подведомственных ей чиновников.
– На самом деле комитет сработал плоховато, не проконтролировал работу должным образом, – пояснила вице-губернатор. – Сейчас им дали 120 миллионов рублей, чтобы они рассчитались со всеми сиделками. Проверки показывают: социальные службы оказывали эту услугу не всегда тем, кто в ней действительно нуждался. Когда мы два года назад начинали эту тему, в заботе нуждались 700 человек лежачих. Не понятно, откуда их в этом году взялось почти под две тысячи.
Людмила Косткина пообещала, что в следующем году служба сиделок сохранится. Но службу надо выстроить так, чтобы ею пользовались истинные больные. Правда, чиновники предупреждают: не исключено, что придется «удешевить процесс». Если раньше сиделки работали по 10–12 часов в день, то с нового года – не больше четырех. Прямо пропорционально упадет и зарплата.
Софья Прокошева. Фото Андрея Малашкевича