Северо-Запад

«О том, что будет кризис, узнал от Мордашова»

10 декабря

 

Мэр Олег Кувшинников рассказал, почему не считает Череповец моногородом, что принес ему кризис и как удалось закрыть треть городских детских домов.


– Олег Александрович, Череповец – моногород…

– Не совсем так, и вот почему. Классический моногород ассоциируются с чем-то депрессивным, местом, где экономика стагнирует, а настроение у людей упадническое. В нашем же городе никакой депрессии нет. Хотя формально Череповец – это моногород, системообразующими предприятиями которого являются «Северсталь» и два завода по производству минеральных удобрений, входящие в холдинг «ФосАгро». Однако кризис показал, что нам надо срочно диверсифицировать экономику – прибыль у наших флагманов, особенно металлургов, снизилась. Спады цикличны, происходят раз в 8–12 лет, и надо уже готовиться к следующему, смягчать его последствия.


– Свыше 90 процентов экономики вашего города представляет промышленность, которая в 2009 году во многих регионах России буквально рухнула...

– Кризис больно ударил и по нашему городу: объемы производства упали в два, а то и в два с половиной раза, некоторые предприятия перестали платить налоги. Но еще больнее пришлось бюджету Вологодской области, так как по Бюджетному кодексу РФ налог на прибыль крупных предприятий уходит не в местный, а в региональный бюджет. Если в 2008 году «Северсталь» перечислила в областной бюджет почти 13 миллиардов рублей, то в прошлом – в пять раз меньше. Муниципальный же бюджет получает от расположенных в городе предприятий лишь 40 процентов налога на доходы физических лиц. Поэтому наши потери оказались не столь значительными. Та же «Северсталь» два года назад перечислила в бюджет Череповца 1 миллиард рублей, в 2009 году – 700 миллионов. Таким образом, в прошлом году от нашего главного налогоплательщика мы недосчитались 300 миллионов рублей, в то время как региональный бюджет – свыше 10 миллиардов. Такая вот бухгалтерия.


– Городу достается один миллиард от «Северстали», а области – на порядок больше. Не обидно?

– Еще как! Но таковы правила налоговой игры. Было бы справедливо, чтобы часть налога на прибыль, хотя бы 5–10 процентов, оставалась на территории, где работают крупные промышленные предприятия. Ведь их деятельность создает большую нагрузку на окружающую среду, а за счет дополнительных средств можно проводить ремонт жилого фонда, расселение людей из ветхого и аварийного жилья, озеленение города, направлять средства на экологические проекты. Но я не жалуюсь. Например, стоимость капремонта моста через нашу реку Ягорбу, который длился три года и закончился месяц назад, на 95 процентов оплатил именно регион. А это – чуть ли не 2 миллиарда. И вообще, строительство почти всех крупных социальных объектов в нашем городе финансируется за счет средств областного бюджета.


– Чему вас научил 2009 год, когда бюджет Череповца «похудел» сразу на четверть?

– До кризиса город жил безбедно, мы не думали ни о какой диверсификации. Зачем «двигать поршнями», если есть «Северсталь», «Фос­Агро» и ряд других крупных налогоплательщиков? А сейчас у города есть внятная программа развития малого и среднего предпринимательства, причем не в торговле, а в промышленности. Город создает благоприятную среду в производственной сфере. Малые предприятия будут продолжать производственную линейку гигантов: заниматься штамповкой, глубокой переработкой металла, развивать каркасное домостроение из металла и так далее. Такие проекты быстро запускаются. Уверен, что уже в 2011 году доходы городского бюджета превысят показатели сытого 2007-го.


– Вы ушли во власть, будучи членом совета директоров «Северстали». Помогает ли «пуповина» с мощнейшей компанией Северо-Запада решать финансовые проблемы города Череповца?

– Да, безусловно, но в моей работе помогают не только хорошие отношения с владельцем компании Алексеем Мордашовым и губернатором области, тоже череповчанином, Вячеславом Позгалевым. На металлургическом заводе я приобрел большой управленческий опыт, когда последовательно руководил двумя цехами, а затем стал директором социально-бытового комплекса. Мои, уже как мэра, коммуникации с топ-менеджерами материнской компании сегодня эффективны и плодотворны. Особые отношения с «Северсталью» стали еще более тесными в октябре 2007 года, когда о грядущем кризисе никто и не подозревал. Мне тогда позвонил глава компании и сказал: «Олег, нас ждут тяжелые времена». Мы собрались вместе – губернатор Вячеслав Позгалев, Алексей Мордашов, руководитель «ФосАгро» Евгений Иванов и я – и стали создавать антикризисный план. Расходную часть бюджета 2008 года город формировал уже без дорогостоящих расходов, заморозил все долгоиграющие проекты.


– Какие проекты в Череповце «на общественных началах» финансирует «Северсталь»?

– Их несколько, но хочу особо выделить социальную программу «Дорога к дому», которую компания реализует совместно с мэрией. Алексей Александрович Мордашов ежегодно перечисляет по 2 миллиона долларов из своих личных средств на помощь семьям и особенно детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Мы собрали базу данных всех несовершенных череповчан, данные о доходах их родителей. Когда фонд и его попечительский совет понимают, что дети и их семьи живут ниже прожиточного уровня, им предоставляется конкретная материальная помощь. Участники проекта «Дорога к дому» также ведут профилактику в роддомах, предупреждая отказы от новорожденных, а также работает с потенциальными приемными родителями. Компания «Северсталь» предоставляет им корпоративный «материнский капитал». Благодаря нашей социальной «Дороге» в Череповце уже закрылись три из девяти детских домов, скоро закроем еще два.

 

Беседовал Сергей Тачаев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь