Евгений Стычкин: «Мне до бабушки еще далеко»
Он никогда не собирался становиться актером, по собственному признанию, был патологически неграмотен и не выговаривал 95 процентов согласных. И тем не менее именно он, Евгений Стычкин, сыграл Пушкина и Лермонтова, Гитлера и Сталина, притом что сам считает, что создан для роли Ленина.
– Евгений, в картине «Про любоff», премьера которой не так давно состоялась в нашем городе, вы снялись вместе с супругой – актрисой Ольгой Сутуловой. Легко и сразу согласились на работу у режиссера-дебютанта?
– «Про любоff» – дебютный фильм, но снят он очень хорошим театральным режиссером Ольгой Субботиной. Я играю в ее спектакле «Проявление любви». Она снимала различные телепроекты, сериалы, но в полном метре попробовала себя впервые. Собралась замечательная актерская команда: Федор Бондарчук, Оксана Фандера, Мария Машкова, Юозас Будрайтис, Ольга Сутулова. Это экранизация бестселлера Оксаны Робски, и хотя к ее творчеству можно относиться по-разному, придуманная ею история оказалась очень кинематографичной.
– Интересная ситуация получилась: ну очень известный режиссер Федор Бондарчук снялся у режиссера-дебютанта…
– Бондарчук оказался человеком в высшей степени тактичным. Терпеливо ждал, когда Ольга сама найдет правильное решение, не докучал ей советами мэтра, выполняя свою актерскую работу. И сыграл, по-моему, очень хорошо. Что, впрочем, можно сказать и об остальных актерах. Что касается моей роли (в фильме я банкир, друг и компаньон главного героя, который женится на простой педикюрше), то она мне показалась весьма интересной. Жаль только, что в процессе монтажа некоторые сюжетные линии были сокращены и под самые большие сокращения попал именно мой персонаж. Несмотря на это, я фильмом доволен. Нам удалось отпочковаться от чисто гламурной и политической тусовки и поговорить о любви, которая касается каждого.
– Ваш герой регулярно посещает педикюрный кабинет… А вы сами туда часто заглядываете?
– Я был направлен режиссером в один из салонов. Вокруг меня сидели восемь женщин, они на ТВ-мониторе смотрели «Секс в большом городе»… Большего унижения я не припомню. Это была, пожалуй, самая трудная подготовка к фильму.
– Извините, Женя, но вы сами, известный актер, могли бы вы влюбиться в педикюршу?
– Мне делала педикюр очень милая девушка, но полюбить ее я не успел (смеется). Вообще педикюр – занятие крайне болезненное и слишком кратковременное, чтобы узнать даму и влюбиться. Легче полюбить массажистку, стоматолога, кардиолога (смеется).
– Где вы еще снимались в последнее время?
– В студенческой работе молодого парня – Антона Бельжо. Он сам написал сценарий, сам его снимает, на собственные деньги. Сценарий мне понравился, вот я и согласился. Я в третий раз за короткое время снимаюсь в студенческих короткометражках и не вижу в этом ничего необычного.
После этого начну сниматься у Владимира Нахабцева в документальной драме о нелегкой судьбе советского разведчика. Был такой человек Барковский, который во время войны являлся главным передаточным звеном материалов об атомной бомбе, и американцы называют его человеком, который украл у них бомбу. Абсолютно реальный персонаж, и хоть его уже нет в живых, мы будем встречаться с людьми, которые его хорошо знали. Это очень серьезные джентльмены, которые посвятили всю жизнь разведке. Я попросил об этом, и они согласились провести со мной несколько встреч. Я совершенно не убежден, что это однозначно нужно для роли, но мне просто интересно познакомиться с такими людьми.
– А в фильме «Белая гвардия» режиссера Сергея Снежкина уже закончили сниматься?
– Основные сцене снимались весной и в начале лета. Осталось несколько съемочных дней зимой. Все, что касается Турбиных, снимали в Петербурге, в специально построенных павильонах. Затем мы передвинулись в Киев. «Белая гвардия» – одна из моих любимых книг. Может быть, самая любимая. Я, конечно, даже мечтать не мог, что мне удастся сняться в роли одного из булгаковских героев. Я играю там Карася.
– Стало быть, важнейшим из искусств для вас сегодня является…
– Театр. На сцене я играю пять названий, одно другого интересней. В прошлом году мы выпустили с Владимиром Агеевым спектакль «Ближе» по пьесе Марбера. Пьеса несколько раз ставилась, получила много разнообразных премий, был прекрасный фильм, который в российском прокате назывался «Близость». Это такая сложная для российского менталитета «отношенческая» английская пьеса. У нас ведь, по сути, нет сексуального образования, а пьеса вся построена на сексе. Да и мат в русском языке сильно отличается от мата в английском языке. Наш гораздо жестче, неприятней. И вообще мы не привыкли говорить о том, кто с кем спал, кто получил оргазм и каким образом. Мы не привыкли про это играть, зритель не привык про это слушать… Интересная, тяжелая работа была над этим спектаклем. Герои пытаются разобраться в природе отношений. Каждая отдельно взятая сцена тебя ранит, потому что ты когда-то сам был в этой роли. Каждый так или иначе это переживал.
В театре «Практика» есть спектакль «Девушка и революционер», где мы играем вдвоем с Агнией Кузнецовой. Это спектакль о Сталине и 16-летней Аллилуевой. Я играю Сталина без грима. Ну и так далее.
– Год назад женились на молодой актрисе Ольге Сутуловой… Радостное событие, но организаторы ваших гастролей предупредили меня, что не стоит затрагивать темы личной жизни…
– Просто когда происходят какие бы то ни было изменения в личной жизни, столько ерунды, бессмысленностей пишут, которая для людей ничего не значит. Может быть, кроме энного количества денег, которые они получают за статью. Но иногда ложь бывает крайне болезненной и неприятной, поэтому мне гораздо проще никак это не комментировать, нежели лавировать.
– Вас нервировало то, что в период романа с Ольгой за вами постоянно следили папарацци (Стычкин ушел из прежней семьи, которая считалась идеальной. – Прим. авт.)?
– Это часть моей профессии, которая, конечно, крайне неприятна. Когда раньше я пускал домой кого-то фотографировать, то никак не мог понять, почему людям интересней сфотографировать не меня, а интерьеры, обстановку, какого цвета у меня чайник для заваривания, какие духи стоят в ванной… Но успокаиваю себя тем, что в нашей профессии есть и приятные стороны. Актеров узнают, где-то пропускают без очереди, а где-то хватают за руку в тот момент, когда ты в дурном настроении, и говорят: «Спасибо вам большое за то, что вы делаете!» – и настроение сразу улучшается. Это две стороны одной медали, и принимать их можно только вместе.
– В какой-то момент вы попали в обойму любимых артистов Первого канала, и, казалось, будете кочевать из одного проекта в другой…
– Однажды я поучаствовал в проекте «Цирк со звездами» и получил огромное количество удовольствия, переживаний и неких дивидендов в смысле популярности. Были предложения и от некоторых других проектов, например от Ильи Авербуха из «Ледникового периода». С Ильей общаться невероятно интересно, мы встретились однажды и покатались полчаса. Я хотел работать с ним дальше. Но проект требует большой отдачи, надо вложить много сил и много времени, которого у меня не было.
– А как же вы нашли время на «Цирк со звездами»?
– Я пошел в цирк, чтобы себя как-то немножечко подогреть: а могу ли я то, могу ли это? Можно ли взять и научиться тому, к чему ты всегда боялся даже прикоснуться. Оказывается, это так или иначе возможно, но сопряжено со своими трудностями и переживаниями.
– И в то же время вы занялись книгоиздательскими делами. Говорят, выпускаете актерскую книгу?
– Да, но не свою собственную (улыбается). Я только что выпустил книгу воспоминаний моей бабушки Александры Сергеевны Цабель. Она была балериной Большого театра, зав-
труппой Большого театра в течение многих лет. А детство провела рядом с царской семьей, ее отец был генералом специального железнодорожного полка его величества. А потом НЭП, голод, разруха… Бабушка принципиально вступила в партию в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, и до конца была убежденной социалисткой, коммунисткой. Она вела дневники, писала воспоминания, которые невероятным образом отражают действительность, реальность. И этим я горжусь. А самостоятельно книгу писать мне рановато. Мне до бабушки еще очень далеко.
– Вы сыграли Сталина… А в свое время не раз говорили о том, что хотели бы сыграть Ленина.
– Ленин у меня на подходе. Надеюсь, Владимир Ильич дождется меня. Мы с моим другом-режиссером уже почти закончили сценарий.
Беседовал Виктор Казаков. Фото автора