Северо-Запад

«Надо было снижать налоговое бремя»

29 декабря

Прокурор Калининградской области Алексей Самсонов уверен, что ошибки региональной власти привели к массовым митингам протеста

2010 год останется в памяти многих калининградцев довольно значимыми событиями: и массовыми протестными митингами, и сменой руководителя региона. Об их причинах и действиях надзорного ведомства в этих условиях корреспонденту «НВ» рассказал прокурор Калининградской области Алексей САМСОНОВ.


– Алексей Михайлович, прошлый год войдет в историю как год мирового финансового кризиса, из-за которого в значительной мере обострилась обстановка в Калининградской области. Насколько изменилась социальная ситуация в регионе в этом году?

– Наверное, более точно на вопросы о накале страстей в обществе ответит социолог. Но и мы, являясь государственным институтом, конечно же, ощущаем те или иные тенденции. Так, в прошлом году, словно из 1990-х, к нам вернулись такие забытые понятия, как массовая безработица и невыплата зарплаты. Поток обращений в наше ведомство возрос в полтора раза. За 2009 год нами рассмотрено более 20 тысяч заявлений граждан. И последствия кризиса разбираем до сих пор.

Надо ли кому-то разъяснять взаимосвязь между массовыми митингами и невыплатой зарплаты? В текущем году прокурорские работники только по этой причине подали порядка 5 тысяч исковых заявлений на общую сумму 18 миллионов рублей. Еще 180 миллионов работодатели заплатили по нашим постановлениям и представлениям в досудебном порядке. Сегодня в регионе осталось несколько предприятий-должников, большинство из которых до Нового года исполнит свои обязательства. Сухая статистика укладывается в несколько строк, а вот труда на это положено немало…


– На начало этого года пришлись массовые протестные акции, во второй половине произошла смена главы региона. Это как-то отразилось на работе правонадзорного органа?

– Не берусь рассуждать, вышел бы народ на митинги, если бы региональное правительство четко исполняло действующее законодательство. Всем же было понятно – год кризисный, очень тяжелый. В такое время необходимо было увеличивать социальную нагрузку на бюджет и снижать для населения бремя как налоговое, так и тарифное. Но в ноябре прошлого года с грубыми очевидными нарушениями региональные власти увеличили транспортный налог, который по определению и стал последней каплей терпения калининградцев. Мы обжаловали этот сомнительный законопроект на следующий день после его принятия. В итоге выиграли суд. Однако до окончательного судебного решения прошло немало времени, и люди вышли на массовую акцию протеста.

Мне до сих пор непонятно, зачем понадобилось вопреки логике и действующему законодательству лишать заслуженных людей доплат к пенсиям, отнимать льготы у ветеранов труда? Пришлось отстаивать права граждан в суде. Что в итоге вряд ли добавило положительного имиджа ушедшей в августе команде Бооса.

Еще один непонятный аспект: самовольно заниженные нормативы медицинского обслуживания. Несколько лет областной парламент с подачи регионального руководства закладывал на эти цели бюджетных средств ниже примерно на 40 процентов от федеральных норм. Нам пришлось пройти все судебные инстанции, чтобы восстановить права калининградцев на достойное медобслуживание.


– А с новой губернаторской командой появилось взаимопонимание?

– Сегодня, когда власть в регионе сменилась, многие вопросы решаются без судов, мирным порядком. На соблюдение тех же медицинских нормативов запланировано в бюджете следующего года дополнительно 3,5 миллиарда рублей. Поэтому, воздерживаясь от оценок старого и нового руководства области, скажу, исходя из собственного опыта: всегда легче работать, когда наше мнение не игнорируется. Легче и прокуратуре, и власти, и гражданам.


– В своем обращении к Федеральному собранию президент страны акцентировал внимание на демографических проблемах государства. Какое внимание прокуратура уделяет решению этих проблем?

– Соблюдение законодательства, и в первую очередь защита интересов как матерей, так и детей, было для нас всегда первостепенным. Только в этом году в областном центре мы 26 раз обращались в суд, заставляя городские власти обеспечивать жильем сирот. Все процессы выиграли, как результат – в бюджете запланированы деньги на эти цели.


– Как обстоят дела с антикоррупционной борьбой в области и выявлялись ли случаи коррупции в самой прокуратуре?

– За пять лет работы в должности таких прецедентов у нас не было. И задним числом никого не увольняли. Возможно, потому, что у нас выработаны достаточно жесткие критерии поведения. Прокурорский работник получает дисциплинарное взыскание даже за нарушение правил дорожного движения. Не говоря уже о грубости к гражданам или проявленной некомпетентности. Поэтому при таких требованиях случайные люди стараются к нам не попадать, а если и попадают, то не задерживаются. Кроме того, мы очень оперативно отзываемся на здоровую критику в прессе. Если она имеет под собой основания, также спрашиваем с работников по всей форме.

Что касается борьбы с коррупцией в целом, то в основном граждане судят о ней по количеству пойманных с поличным недобросовестных чиновников. У нас в области и арестов, и судов хватает. Дела и по задержанию целой смены таможенного поста, и по завышенной стоимости томографа прогремели на всю страну. Да и менее громкие разоблачения происходят регулярно. Прокуратура же согласно указу президента регулирует и координирует действия всех правоохранительных структур в борьбе с коррупцией.


– Темой последних недель стали массовые выступления молодежи в Москве и Петербурге. Насколько остры в Калининграде вопросы межэтнических отношений?

– Тема очень серьезная, реально представляющая угрозу безо­пасности государства, если ее запустить. В Калининграде, где практически все жители – переселенцы, эта проблема не стоит так остро. За годы совместного проживания представителей разных национальностей произошел и продолжается симбиоз культур. Поэтому население области в большей степени отличает толерантность.

Однако нездоровые тенденции прослеживаются и у нас. Нередко в профессиональных училищах, в вузах и даже в школах молодежь объединяется в различные группы. Одни ведут себя вполне нормально, другие же, поставив во главу угла с человеческой точки зрения совершенно неприемлемые ценности, рано или поздно вступают в конфликт с законом. Как правило, усилия всех силовых структур направлены на профилактическую последовательную и в чем-то даже рутинную работу с такими вот группами. Она дает свои результаты, хотя для общественности совершенно не заметна. Но случается, и профилактика дает сбои, и тогда уже приходится раскрывать преступления. В этом году к различным срокам лишения свободы была приговорена группа молодежи, в которой утвердился культ насилия по отношению к более слабым, по их мнению, второсортным людям. К таковым они относили бомжей и гастарбайтеров. Однако еще раз повторюсь: большинство профилактических мероприятий позволяет верить в то, что в нашей области межэтнические конфликты не произойдут.

между тем…

Калининград прославился коррупционными делами

Несмотря на относительно небольшую территорию, коррупционные скандалы в Калининграде всегда отличались своей значимостью и оригинальностью. Достаточно вспомнить первое громкое задержание в августе 2004 года вице-губернатора российского анклава Саввы Леонова. Прямо в больничную палату чиновнику, отвечавшему за перераспределение таможенных льгот, благодарные предприниматели принесли коробочку из-под торта, напичканную долларами. Как выяснили оперативники, проводившие задержание, валютная вместимость кондитерской тары оказалась достаточно внушительной – 150 тысяч.

Летом 2009 года оперативники местного УВД, согласовав свои действия с прокуратурой, задержали целую смену таможенников на посту «Туруханская». Неблагодарные наследники благородного дела Верещагина выстроили целую систему поборов, взяток с бизнесменов, а также последующее перераспределение полученной мзды по вертикали. В январе этого года практически все мздоимцы получили сроки.

Впрочем, казнокрадов даже такие разоблачения не останавливают. Распространенное на всю страну дело о закупках томографов началось именно в западной губернии. Где в сентябре прошлого года компетентные органы с удивлением выяснили, что томограф, в свободной котировке предлагавшийся за 44 миллиона рублей, был закуплен правительством янтарного края за 63 миллиона целковых. Сейчас следственные органы рапортуют, что в ближайшее время дело о закупке дорогого медицинского оборудования будет завершено и направлено в суд.

 

Беседовал Илья Козырев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь