Общество

Сергей Зайцев: «Наша главная функция – правозащитная»

12 января

Сегодня, в День работников прокуратуры, глава надзорного ведомства Петербурга рассказывает о том, как оно помогает людям

Более шести лет Сергей Зайцев является прокурором Санкт-Петербурга. И это время можно смело назвать его эпохой. При нем власти и правоохранительные органы города впервые признали проблему национализма и экстремизма, впервые стали раскрывать более 80 процентов убийств, проводить горячие линии для горожан, всерьез заниматься проблемами нелегальной миграции и многим другим. Обо всем, что волнует жителей Петербурга, Сергей ЗАЙЦЕВ рассказал в ставшем уже традиционным интервью главному редактору «НВ» Михаилу Иванову.


– Сергей Петрович, какие задачи прокуратура города ставила перед собой в уходящем году и все ли из намеченного удалось сделать?

– Год был непростым. Преодоление последствий экономического кризиса, гибель и увечья людей от различного рода аварий, пожаров. А еще трудности в экономике, проблемы с бюджетом, социальными программами, бездеятельность и безалаберность ответственных лиц. Все это, как вы понимаете, напрямую затрагивает права и свободы простого гражданина.

Прокуратура не только не могла быть в стороне от реализации национальных проектов «Жилище», «Здоровье», «Образование», борьбы с коррупцией, обеспечения прав малого и среднего бизнеса, защиты трудовых и социальных прав граждан, но и находилась на самом острие всех проблем, не позволяя никому имитировать активную работу, распылять, а то и разворовывать средства. А это огромный пласт ежедневной работы.

Приоритеты перед нами ставит сама жизнь, и мы осваиваем их в режиме реального времени. Невыплата зарплат, проблемы с лекарствами для льготников, некачественная уборка улиц – словом, все, что важно для граждан, является приоритетным для прокуратуры. Ведь главная функция прокуратуры – правозащитная.

В то же время с нас никто не снимал традиционных задач по обеспечению законности и правопорядка в городе и координации работы правоохранительных органов. Для борьбы с каждым видом преступности нужно находить свои методы, заниматься серьезной аналитикой, искать способы, которые подрубают под корень основы преступности.


– Мы обратили внимание, что прокуратура из года в год уделяет наиболее пристальное внимание некоторым проблемам, например борьбе с наркоторговлей. Почему?

– Не сочтите за пафос, но скажу так: этот враг уже не стоит на пороге. Он давно вошел в наш дом и убивает наших детей. Поэтому противодействие обороту наркотиков в последние годы для нас едва ли не главное направление работы.

Гибнут молодые люди, растет преступность. Наркоману каждый день нужны деньги, и их надо у кого-то отнять. Наркоторговля – хорошо организованная, скрытая деятельность, приносящая огромную прибыль. Поэтому здесь же – коррупция. Выявлять эти преступления и бороться с ними чрезвычайно сложно.


– Но ведь борьба с наркотиками не дело прокуратуры, этим должен заниматься Госнаркоконтроль…

– Да, ловить наркоторговцев – это не прямая наша обязанность. Но прокурор, осуществляя надзор за всей деятельностью правоохранительных структур и координируя их, видит недостатки, упущения, вскрывает нарушения и, исходя из ситуации, принимает меры к тому, чтобы противодействие было согласованным и эффективным. Вы, наверное, помните, как после создания Госнаркоконтроля милиция практически ушла из этой сферы. Такой подход был недопустим, поскольку у милиции больше возможностей. Ведь Госнаркоконтроль создавался в первую очередь для пресечения и ликвидации крупных каналов поставок. Но ведь розничных торговцев тоже нужно выявлять! В силу притягательности нашего региона их становилось все больше и больше.

Было потрачено уйма сил и времени, чтобы скоординировать усилия силовиков. Этим мы занимались постоянно, для этого в прокуратуре налажена серьезная аналитическая работа. Мы сейчас вышли на первое место в России по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Но анализ показывает, что просто выявлять преступления – это путь в никуда. Нам нужны не потребители, а сбытчики. Над этим мы сейчас и работаем.


– Уже есть какие-либо результаты?

– Не буду хвалиться, ведь не все так просто, но работа пошла. В общей структуре выявляемых наркопреступлений сбыт составляет половину. А еще недавно он не достигал и трети. В суд направлены дела о совершении почти 8000 преступлений, более четверти из которых – по фактам сбыта. Выявлено порядка 100 преступлений, совершенных в составе организованных групп.

О том, что успехи есть, может говорить и то, что в этом году в Петербурге вдвое снизилось число смертей от передозировок. При этом с 2007 года не зафиксировано ни одного факта смерти несовершеннолетних.

Когда речь идет о таком важном деле, как борьба с наркотиками, мы очень рассчитываем и на помощь граждан. И прокуратурой города на протяжении последних лет немало сделано для этого. Регулярно проводятся горячие линии, получаем от горожан информацию о том, кто и где продает наркотики, в какой квартире устроили притон. И каждый раз получаем отклик – нам звонят десятки людей с конкретными адресами.

Не все, конечно, гладко, было и такое, когда сотрудники ОВД, например, не имея опыта, просто не знали, как проверить информацию, а иногда и без проверки, докладывали: «Проверили, ничего не нашли». И большинство прокуроров этим довольствовалось. А в Невском районе не поверили. Заместитель прокурора, получив такой ответ, взял своих помощников, вооружился видеокамерой и прибыл по указанному в жалобе адресу. А там люди говорят, что много лет страдают от этого притона, куда только не жаловались, а толку нет. Прокурор тут же вызывает наряд милиции, в его присутствии входят в квартиру – там все на месте. Ну а дальше – уголовное дело. Мы получили даже благодарственное письмо от жильцов этого дома.

Эффективность совместной с населением работы показала и акция «Наш город». Впервые горячая линия была организована прямо в ситуационном центре Смольного, и все звонки горожан тщательно отрабатывались. Тогда за месяц только по обращениям (даже анонимным) было возбуждено около тысячи уголовных дел.

Одним словом, стараемся нарабатывать свой опыт и брать на вооружение все, что дает положительный результат.

Я считаю, что нужно создавать в обществе фон нетерпимости к наркотикам и предлагать альтернативу. Для этого задействовать общественные организации, людей, прошедших через эту беду и готовых помочь. Сейчас, к примеру, запущен новый проект: «Колпинский район – территория без наркотиков». Если там будет положительный результат, мы обязательно распространим его на весь город. А первые результаты уже есть.


– Одной из самых обсуждаемых тем последнего времени стал межнациональный вопрос. К сожалению, проблема эта выплеснулась на улицы городов. Возможно, это все является сигналом к нашей власти о том, что надо приводить в порядок миграционную политику, ибо при нынешнем положении вещей страдают все: сами граждане России, бесправные мигранты и даже интересы государства. Что предпринимает прокуратура в этой сфере?

– Мы с самого начала понимали всю важность этой проблемы. Наверное, помните, как несколько лет назад город сотрясали убийства на межнациональной почве. И нужно было наводить порядок в миграционной сфере.

Задача перед правоохранительными органами и органами власти была сформулирована очень просто: все, кто незаконно находится на нашей территории, должны быть подвергнуты ответственности вплоть до выдворения, кто же находится здесь легально и трудится на законных основаниях, должны быть защищены от любого произвола.

Сегодня работа проводится согласованно и осмысленно. Мы стали выявлять и наказывать не только самих иностранцев, нарушавших паспортный режим, но и тех, кто пользовался их трудом и покрывал эти нарушения. Так, к административной ответственности привлечены 350 должностных и юридических лиц организаций, нарушивших порядок привлечения к работе иностранных граждан. По результатам рассмотрения постановлений прокуроров нарушителям назначены штрафы на сумму, превышающую 10 миллионов рублей.

Только по требованию прокуроров в 2010 году возбуждено 20 уголовных дел по фактам организации незаконной миграции, использования заведомо подложных документов. Их фигурантами стали должностные лица жилкомсервисов, коммерческих организаций, сотрудники УФМС.


– Недавно всю страну потрясли события в станице Кущевская. И ужасает не само это убийство, а то, что много лет подряд станица жила под властью этой банды, а милиция была безучастным созерцателем. Что же произошло с нашей милицией? Как заставить ее работать? Вы – человек опытный, и было бы интересно услышать вашу точку зрения…

– Я не согласен с мнением, что в милицию приходят одни негодяи. Проблема, на мой взгляд, в другом. Когда у человека обязанностей чрезмерно много, сколько бы ты ни делал, все равно не справляешься, у человека нередко опускаются руки. Добавьте к этому то, что зарплата минимальная, в семье нелады. Чем больше работаешь, тем больше нагрузка, при этом стимула, как морального, так и материального – нет.

Конечно, все это необходимо привести в норму, четко и конкретно обозначить круг вопросов, которые должен решать сотрудник ОВД, четко прописать все его права и обязанности.

В этой же связи считаю, что сегодня воспитательная работа в ОВД также не соответствует предъявляемым требованиям. Молодого человека научили стрелять и драться, дали огромную власть, уверенность в том, что он всегда прав, но в душу ничего не вложили.

Не стоит забывать, что люди, которые приходят служить в милицию, не с луны свалились. Они из нашего общества. Им свойственны те же болезни.


– Сейчас идет активная реформа МВД. Милиция готовится стать полицией. Изменит ли это положение вещей?

– Очень на это надеюсь. То обсуждение и количество поправок, которые получил законодатель на стадии подготовки законопроекта, говорит о том, что все – и руководство, и население, и сама милиция – заинтересованы в этом. Милиция должна не только стать открытой для общества, но и на деле защищать простого человека и помогать ему. Такую позицию сначала нужно заложить как основополагающую идею, а затем выстроить процесс воспитания, обучения, стимулирования и многое другое.

– С какими вопросами к вам обращаются граждане?

– С самыми различными. Не дают квартиру, не делают надбавок к пенсии, нет льготных лекарств, течет крыша, нет тепла, не возбуждают уголовное дело или плохо его расследуют. Огромное количество жалоб на решения судов и бездействие чиновников. С начала этого года мы выявили свыше 52 тысяч нарушений в социальной и экономической сферах, из них почти 30 тысяч – в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, более 16 тысяч при защите интересов несовершеннолетних, 83,5 тысячи нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Во всех случаях применены меры прокурорского реагирования. В суды направлено более десятка тысяч исков и заявлений в интересах граждан.

Нарушений выявляется все больше и больше. С одной стороны, это говорит об активизации прокурорского надзора, о расширении сфер прокурорского влияния. Но с другой стороны, посмотрите, налицо серьезная проблема правовой безграмотности населения, правового нигилизма. Среди нас немало людей, которые просто не хотят соизмерять свое поведение с законом. А это – благоприятная среда для злоупотреблений и коррупции.


– Пожалуй, в нашей стране нет ни одного человека, который не пострадал бы от коррупции. Как вы думаете, можно ли справиться с этим злом в принципе и как это сделать?

– Не скажу ничего оригинального. Нужно возбуждать дела публично и гласно, упорядочить законодательство и судебную практику.

Но этого мало. Прокуратура активно работает в обеспечении антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. Суть в том, чтобы закон не только не содержал двусмысленных позиций, но и, наоборот, прописывал четкий регламент, за рамки которого чиновник не мог бы выходить. Чтобы у него не было нескольких вариантов действия, которыми он пользуется в зависимости от того, кто больше даст. Содержание в законе таких фраз, как «в исключительных случаях», «вправе», «в ином порядке», дает возможность чиновникам трактовать их по собственному усмотрению. А мы этого не можем позволить.

Результаты борьбы с коррупцией зависят не только от активности силовиков, но и от гражданского сознания. Люди ругают взяточников, но лишь единицы идут на сотрудничество с правоохранительными органами.


– Не секрет, что три года назад, когда создавался Следственный комитет, коллектив прокуратуры города пришлось резать буквально по живому. Как сейчас складываются ваши взаимоотношения с СКП?

– Мы сохранили все то позитивное, что наработали до реформы. Мы единый коллектив и работаем вместе. Пусть не де-юре, но де-факто.


Другое дело, что сама реформа осуществлялась не всегда продуманно.

Согласитесь, не вполне логично, когда прокурор, который по-прежнему координирует борьбу с преступностью, утверждает обвинительное заключение по делу, подлежащему направлению в суд, не может дать следователю обязательные для него письменные указания или отменить незаконное постановление о прекращении или приостановлении уголовного дела, либо возбудить уголовное дело даже по материалам своих же проверок, либо, наоборот, прекратить незаконно расследуемое дело своим постановлением. Ведь именно на прокурора возложен надзор за законностью, и именно к нему обращаются граждане, требуя немедленно навести порядок.

В настоящее время реформа не закончена, но часть проблем уже устранена. Уверен, что здравый смысл позволит снять излишние препоны.


– Как вы оцениваете состояние преступности в городе в этом году? Какие тенденции наблюдаются в ее раскрываемости?

– В уходящем году мощным криминогенным фактором был экономический кризис. В то же время мы заканчиваем год с неплохими результатами. Если говорить в цифрах, то число зарегистрированных в городе преступлений снизилось почти на 17 процентов. А это довольно внушительные цифры. В последние годы в городе наблюдается четкая тенденция к сокращению подростковой преступности. В этом году она продолжилась.

А раскрываемость в этом году составила 55 процентов. Хотя еще несколько лет назад, если вы помните, раскрывали лишь четверть совершенных преступлений.

Не потеряли позиции и в плане предупреждения преступности. Сложился четкий механизм, в основе которого – регулярный криминологический анализ и выявление причин криминального явления, а затем уже подбор эффективных инструментов.

Так, во взаимодействии с управлением Росреестра в минувшем году удалось реализовать механизм упреждения преступлений на рынке жилья, причем уже на стадии приготовления к их совершению. Обо всех подозрительных документах информация поступала в прокуратуру города и ГУВД, регистрации сделок приостанавливалась, организовывались проверки, по результатам которых возбуждено более 120 уголовных дел. Принятые меры позволили значительно затруднить осуществление этого преступного бизнеса.

В целях предупреждения уличной преступности продолжено развитие в городе «безопасных зон» – территорий с повышенной криминогенностью, где планомерно применялся комплекс превентивных мер: патрулирование территории, установка видеокамер и средств связи гражданин-милиция, оборудование стационарных постов милиции. В городе таких зон более 20. Предпринятые меры повлекли сокращение уличной преступности.


– А не кажется ли вам, что снижение преступности произошло за счет сокрытия ее от учета?

– Мы постоянно работаем над выявлением сокрытых от учета преступлений. В этом году прокуроры поставили на учет более шести тысяч преступлений, на которые милиция закрыла глаза. В связи с этим к дисциплинарной ответственности по представлениям прокуроров привлечены порядка 800 сотрудников милиции, из них более 100 руководителей. Возбуждено 7 уголовных дел. Среди привлекаемых к ответственности есть, например, начальник 76-го отдела милиции Центрального РУВД, который дал подчиненным указание отказать в возбуждении уголовного дела по фактам содержания публичных домов в центре города.


– Еще одна важная для Петербурга тема: следит ли прокуратура за соблюдением законодательства в сфере архитектуры, градостроительства и охраны памятников?

– Сложная для нашего города тема. Но мы систематически проверяем проекты постановлений правительства, которые принимаются в данной сфере. В 2010 году по результатам проверок подготовлено больше 50 заключений о несоответствии проектов федеральному законодательству.

Так, по заключениям прокуратуры сняты с рассмотрения правительства проекты постановлений о предоставлении земельных участков под строительство на землях, занятых парками и скверами.

Также в ходе прокурорской проверки выявлен факт частичной разборки Доходного дома и издательства Пропера на набережной Адмиралтейского канала, было возбуждено уголовное дело по статье 243 УК РФ, которое в настоящее время расследуется.

С целью предотвращения незаконного сноса дома Рогова собственнику здания было объявлено предостережение и инициировано обращение в суд. Судьбу этого объекта мы держим на контроле.


– Уже две зимы подряд горожане страдают от нерадивости городских властей и коммунальных служб: снег убирают плохо, от падающих сосулек гибнут люди, не хватает дворников. Интересовалась ли прокуратура, сколько денег было украдено, например, прошлой зимой на уборке и вывозе снега?

– Мы постоянно проводим проверки соблюдения законности органами исполнительной власти по содержанию жилых домов, ремонту и обслуживанию кровель, инженерных сетей, эффективности использования бюджетных средств, в том числе при заключении государственных контрактов и предоставлении субсидий в сфере ЖКХ.

В 2010 году от граждан поступило около полутора тысяч жалоб на коммунальщиков по ненадлежащему содержанию кровли многоквартирных домов. По каждому обращению проведена проверка, выявленные протечки были устранены.

Тогда над нами посмеивались, дескать, прокуроры на крыши полезли. А как же иначе, ведь страдают люди.

В 2010 году судами рассмотрено и удовлетворено 1522 исковых заявления, направленных прокурорами по вопросам устранения нарушений в этой сфере, порядка 150 должностных лиц привлечено к ответственности.

Под особым контролем прокуратуры находятся вопросы эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на уборку и вывоз снега и наледи, ремонт крыш и инженерных сетей.

По результатам прокурорских проверок по фактам хищения бюджетных средств в сфере ЖКХ органами предварительного следствия возбуждено и расследуется 5 уголовных дел.

Уборка города и обслуживание жилого фонда находятся на постоянном контроле прокуратуры города. И наше присутствие в этой сфере будет только увеличиваться. Мы это обещаем.


– Сергей Петрович, вы живете в Петербурге уже шесть лет. Стал ли этот город родным для вас?

– Я полюбил его. Город действительно особенный, его нужно сохранять и развивать. В силу специфики своей работы мы видим не только красивое. Закрывать глаза на печальные пятна в облике своего города мы не имеем права. И, поверьте, не сидим сложа руки сами и требуем того же от других.


– Кресло прокурора не назовешь мягким. Вам с утра до вечера приходится иметь дело с одним негативом. Как вы восстанавливаете душевное равновесие?

– Не могу согласиться, что вокруг меня один лишь негатив. Есть разное. Но это такая работа. Да и кому сейчас легко?

А когда перехлестывает негатив, когда мир вокруг становится совсем мрачным, я просто иду гулять после работы. Стараюсь побыть один, разложить все по полочкам, переварить. И это помогает.

 

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь