Купил компьютер? Пират!
Хотя новый год «порадовал» нас целым букетом законов и постановлений, ухудшающих и утяжеляющих жизнь простого гражданина, так называемый «налог на болванки» все равно стоит особняком. Пусть он не самый обременительный для наших кошельков, но по уровню задействованного лоббизма и цинизма ему нет равных. Всех покупателей электроники обложили налогом в пользу Российского союза правообладателей – структуры, созданной Никитой Михалковым.
«Налогом на болванки» в народе назвали постановление правительства «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». Отныне с каждого купленного компьютера и сотового телефона, с каждой флешки и каждого чистого CD- и DVD-диска с нас будут взимать один процент стоимости в пользу частной конторы – Российского союза правообладателей (РСП), возглавляемого Никитой Михалковым и его сыном Артемом.
Мотивы документа – самые гуманные. В связи с тем что сейчас большинство фильмов, музыкальных произведений и книг можно скачать из интернета, авторы и исполнители этих произведений недополучают часть своих гонораров. Эта проблема, как оказалось, особо взволновала Никиту Михалкова, хотя, по мнению интернет-сообщества, именно его произведениям меньше всего угрожает пиратское скачивание. Тем не менее маститый режиссер сумел «решить вопрос» в правительстве: во-первых, пролоббировал само постановление, а во-вторых, добился, чтобы получателем и распорядителем средств стала общественная организация – РСП, в которой председателем правления является Артем Никитич Михалков, а главой наблюдательного совета – его отец.
Впрочем, семейственность – вопрос интересный, но не главный. Более интригующе выглядят юридическая и финансовая стороны вопроса. Любой, кто сейчас покупает компьютер, сотовый телефон или носитель электронной информации – ту же флешку, обязан платить
1 процент от стоимости покупки в пользу неких авторов и исполнителей (сам покупатель напрямую ничего не платит – авторский сбор заложен в цену товара). То есть с юридической точки зрения всех нас автоматически записывают в пираты, которые заведомо будут скачивать чьи-то произведения в свои компы и телефоны. Данная презумпция виновности не только некорректна, но и не соответствует жизненным реалиям. Подавляющее большинство владельцев компьютеров используют их для работы, для общения в сетях, для игр и так далее. Меломанов и киноманов, которые качают пиратские копии, не более нескольких процентов. Но платить «авторские» заставляют всех – даже если у вас на флешке фотографии членов семьи.
Но, даже заплатив эти самые «авторские», мы отнюдь не получаем возможности легально качать чьи-то произведения из интернета – статьи за пиратство никто не отменял. Так за что же мы платим?
Еще одна юридическая претензия к «налогу на болванки» – то, что собирать его будет частная контора. Чтобы она получила такую возможность, указанные отчисления от продаж назвали не налогом, а сбором. Хотя такая замена терминов – чистой воды лукавство: платеж обязательного для всех сбора, размер которого установлен законодательством, – именно налог, и ничто иное.
Не менее скандальная и финансовая сторона дела. Изначально планировалось взимать 1 процент от стоимости только электронных носителей информации – дисков, флешек и проч., – отчего и пошло название «налог на болванки». Но во время еды пришел аппетит – и в список «пиратских приспособлений» попали компьютеры и даже сотовые телефоны, хотя скачивать в телефон полнометражный фильм или концерт популярной группы нормальный человек не будет. В итоге только в этом году РСП получит по минимуму 100 миллионов долларов (первые миллионы от дистрибьюторов телефонов уже поступили). Но этим дело может не ограничиться. Раз уже РСП удалось включить в список носителей информации телефоны, можно будет добавить туда и все видеоплееры, телевизоры со встроенными плеерами да и вообще все телевизоры, потому что на них тоже можно смотреть пиратские копии. Тогда сборы возрастут в несколько раз.
Самое же замечательное – принцип распределения денег. Из собранных средств в первую очередь оплачиваются расходы и содержание самого РСП, часть денег идет в некий фонд, который тоже будет в распоряжении данного союза, а что касается авторов и исполнителей, то именно РСП будет решать, кому сколько дать, потому что техники, которая позволила бы посчитать, сколько раз скачивали песни Лидии Руслановой, а сколько – Димы Билана, пока не создано. Если, к примеру, отец и сын Михалковы решат, что пираты чаще всего скачивают фильмы с их участием, то совершенно законно смогут выплатить себе хоть все имеющиеся у РСП деньги.
В общем, по мнению не только простых граждан, но и известных деятелей культуры, большая дружная семья Михалковых после ряда творческих неудач решила делать деньги из воздуха, назначив себя защитниками авторских прав.
– Чиновники Министерства культуры вошли во вкус после введения авторского сбора за воспроизведение аудиовизуальных произведений. Предлагаемый новый сбор – это форменное обворовывание граждан, – заявил представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. А президент Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук дает еще более мрачный прогноз:
– Мы идем по европейскому пути, где авторский процент 5 процентов. Скорее всего, наши сборщики со временем тоже придут к этой цифре, и вот тогда уже цены могут подняться куда серьезнее, чем сейчас.
Добавим: особенно если прецедент с придумыванием новых налогов в пользу частных семейных компаний получит развитие.
Андрей Давлицаров