Не наше дело знать времена или сроки
Массовая гибель птиц, природные катастрофы и прочие подобные события убеждают многих, что конец света вот-вот настанет. На основании предсказаний прорицателей и всевозможных «календарей майя» называются точные его даты. Часто при этом ссылаются и на Библию. Но главная книга христианства прямо запрещает предаваться таким гаданиям.
В начале 1990-х приходит ко мне друг – упертый баптист – и со страшными глазами показывает свою кепку. Он попал под дождь, и на кепке потеки желтоватой грязи.
– Все, сера с неба пошла, – говорит прерывающимся голосом. – Конец света скоро.
Я был удивлен: парень прекрасно знал Библию и как баптист толковал все, что там сказано, буквально. Но ведь льющаяся с неба сера – это не из «Откровения Иоанна Богослова», называемого чаще «Апокалипсисом», где говорится о последних временах. Это из «Книги Бытия», где описывается страшная участь Содома и Гоморры. Конечно, содома в современном мире хоть отбавляй, но если уж следовать букве Писания, Господь уничтожил город нечестивцев не одной льющейся с неба серой – был еще и огонь. Правда, сера фигурирует и в «Откровении», но в виде дыма, идущего из ноздрей коней всадников Апокалипсиса.
Но сера – это еще ерунда, люди часто соблазнялись этим образом, например видя вокруг весенних луж желтые разводы (это всего лишь сосновая пыльца). Иной раз казалось, что «знаки апокалипсиса» проявляются совершенно очевидно. Как с пресловутым «числом зверя» – 666. «Зверем»-антихристом объявляли множество одиозных исторических персонажей от Нерона до Ленина. И действительно нумерологические выкладки из их имен в разных вариантах дают то самое число. Но конец света вместе с ними не пришел. Потому попытки толкования апокалипсиса – дело опасное. При желании приметы конца света можно извлечь из любого времени.
«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде — полынь; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что стали они горьки». После чернобыльской катастрофы (чернобыльник – другое название полыни) многим казалось, что это пророчество стало яснее ясного. Но после 1986 года конца света опять не было.
И так всегда, с момента распятия Христа. А ведь Он сказал: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Отсюда следует, что называть точные даты конца света – значит совершать грех. «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», – сказано в «Деяниях апостолов». Однако соблазн слишком велик, и за прошедшие два тысячелетия таких времен и сроков названо множество. Особенно обилен на это был прошлый век, но и нынешний, похоже, ему не уступит.
Интересно, что обосновывают эти «концы» самыми разными причинами – от техногенных катастроф до актуального нынче «календаря майя» («НВ» уже не раз писало о беспочвенности этой гипотезы), но при этом всегда пользуются образами «Апокалипсиса». Даже неверующие суеверы. И очень авторитетно убеждают, что в этой книге совершенно точно предсказаны то китайское нашествие, то ядерная война, то агрессия инопланетян. Или те же птичьи падежи и природные катастрофы – тренд вульгарной апокалиптики последнего времени.
Несомненно, конец света будет. Собственно, он начался сразу после Воскресения Спасителя. И когда он придет, символы «Апокалипсиса» станут очевидны. Это будет момент истины и Страшного суда для человечества. Но настанет он неожиданно, не среди нестабильности и ужасов смуты, а в довольстве и спокойствии «рая на земле»: «День Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба», – говорит апостол. Будут, наверное, и войны, и природные катастрофы, но потом. А сначала должна исполниться мера беззакония, построен прекрасный мультикультурный и толерантный новый мир, где комфортно будет жить любому грешнику. Так что по крайней мере ясно, что антихрист придет в глобальном государстве.
Впрочем, это мое сугубо частное богословское мнение. Я запросто могу ошибиться, и конец света может наступать прямо сейчас.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»