«Экипаж ледокола «Красин» жил за счет распродажи судового имущества»
Еще шесть лет назад легенде отечественного флота ледоколу «Красин» грозило забвение и утилизация. А в минувшем году свыше 25 тысяч петербуржцев и гостей северной столицы в качестве экскурсантов посетили прославленное полярное судно. О том, как удалось спасти «Красин», корреспонденту «НВ» рассказал заместитель директора филиала Музея Мирового океана «Ледокол «Красин» Павел ФИЛИН.
– Павел Анатольевич, в свой последний рейс ледокол «Красин» вышел в 1990 году, то есть за 14 лет до того, как был передан в ведение Музея Мирового океана. Каким образом это решение сказалось на судьбе ледокола?
– Это было судьбоносное решение в жизни судна. Ведь почти за полтора десятка лет оно неоднократно меняло питерские причалы и своих хозяев. Экипаж, месяцами сидевший без зарплаты, кормился не за счет реализации проектов по освоению новых туристических маршрутов, а порой за счет распродажи судового имущества. Так, на пунктах приема цветного металлолома Петербурга оказался медный опреснитель и многое другое. Ветшал и приходил в упадок интерьер корабельных помещений, кают-компании, салона команды, как, к великому сожалению, и боевой дух экипажа…
Министерство культуры России приняло решение взять ледокол в свое ведомство только после того, как от «Красина» отказались все: Минтранс, Росгидромет, ВМФ, Петербург. Причем при условии, что он станет филиалом Музея Мирового океана, имеющего опыт сохранения исторических судов. В плачевном состоянии, без документов (не было никаких документов на имущество ледокола), музей принял на свой баланс «Красин». Мы прекрасно отдавали себе отчет, что спрос с калининградцев за сохранение уникального объекта в центре северной столицы будет двойной.
– Что удалось сделать за это время? Ведь прошло шесть лет с момента передачи судна.
– Ледокол стал настоящим музеем – украшением Петербурга. Он признан победителем всероссийского музейного фестиваля «Интермузей» за лучшие детские проекты. Сотрудники музея ежедневно проводят занятия, фестивали, лекции с детьми, школьниками и студентами. Ежегодно на борту судна открываются новые экспозиции и выставки, постоянно проходят встречи с ветеранами флота, полярниками, работает клуб капитанов, радиолюбителей, проходят научные конференции. В позапрошлом году «Красин» собрал капитанов музейных судов России, которые обменивались опытом по сохранению кораблей-музеев. Только за 2010 год на его борт в качестве экскурсантов поднялись свыше двадцати тысяч человек! И люди увидели не разворованные и обезображенные судовые помещения, а уникальные экспозиции, позволяющие получить представление об освоении полярных широт.
– Чем для вас запомнился уходящий год?
– Безусловно, знаковым событием и в жизни Петербурга, и в жизни самого ледокола стало проведение в конце октября Первой международной научно-практической конференции, посвященной проблемам изучения и сохранения морского наследия России. В конференции приняли участие свыше 300 специалистов из 13 государств Европы и Северной Америки. Кроме того, мы открыли такие экспозиции, как «Жилая каюта», «Каюта писателя Виктора Конецкого». Создана постоянная выставка «Полярные конвои». На очереди – «Радиорубка» ледокола.
– В 2017 году «Красин» будет отмечать свой 100-летний юбилей. Есть мнение, что, несмотря на столь почтительный возраст, ледокол вполне способен выйти в море. Как вы относитесь к идее превратить музей в плавучую гостиницу для туристов?
– «Красин» – судно возрастное. Поэтому еще очень многое предстоит отремонтировать, как из его помещений, так и систем жизнеобеспечения. Но немало сделано уже и сегодня. Установлена система пожарной сигнализации, заменены километры кабельных трасс и трубопроводов, палубный настил верхних палуб. Отремонтированы помещения, где размещена экспозиция, приведены в порядок фондохранилища, машинное отделение, прошла реставрация в ходовой и штурманской рубках.
Что касается выхода в море… Да, действительно, ледокол и сегодня можно поставить на ход. Состояние корпуса судна позволяет. Но отечественный регистр в случае эксплуатации «Красина» в море предполагает его полную модернизацию. Это будет хорошее судно, но уже не музей – в качестве музея он необходим больше.
Беседовал Евгений Буданов