На дачу – на электричке, обратно – пешком…
Из-за отказа областных властей компенсировать убытки компании-перевозчику уехать из Петербурга на электричке теперь дешевле, чем вернуться обратно
Правительство Ленобласти отказалось согласовывать так называемый социальный тариф на проезд в пригородных электричках и компенсировать расходы обслуживающему пригородное сообщение перевозчику – «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» (СЗППК). Так что в этом году вся нагрузка по оплате проезда ляжет на плечи пассажиров. По утвержденным тарифам билеты на электричку, идущую из области в город, подорожали более чем на 50 процентов. Новый тариф для Ленобласти теперь составляет 2 рубля 35 копеек за каждый километр пути. Если раньше регион возмещал определенную часть средств перевозчику, то теперь областные чиновники решили, что это слишком накладно. В итоге получился парадокс – выехать из Петербурга дешевле, чем вернуться обратно. Даже если пассажир покупает билет в два конца.
Например, с Финляндского вокзала до Мельничного Ручья (Всеволожский район) можно доехать за 42 рубля 50 копеек, а в обратном направлении – уже за 58 рублей 80 копеек. Путь до станции Тайцы (Гатчинский район) обойдется в 52 рубля 40 копеек, обратный – на 22 рубля дороже. Происходит это потому, что город согласовал новые тарифы и готов выплачивать СЗППК компенсацию, а в Ленобласти, по всей видимости, решили сделать ставку на иные виды транспорта и намереваются развивать автобусные маршруты. Такие предложения, кстати, областные чиновники высказывали и в прошлом году, объясняя свои стремления непопулярностью железнодорожных перевозок у жителей региона.
– Но проблема не только в этом, – сообщили корреспонденту «НВ» в правительстве Ленобласти. – Нас категорически не устраивает тот факт, что гарантом безопасности и бесперебойной перевозки пассажиров (между прочим, речь идет не только о жителях области, но и о петербуржцах) выступает акционерное общество, уставный капитал которого составляет всего 100 тысяч рублей. Иными словами, акционеры фактически рискуют незначительными средствами по взятым на себя обязательствам, в том числе по гарантиям обеспечения жизни и здоровья миллионов людей.
Областных чиновников можно понять. Если жители региона не пользуются (по последним исследованиям, лишь 5 процентов жителей ездят на электропоездах регулярно) электричками, какой смысл компенсировать убытки компании-перевозчику из бюджета? Больше всего это решение ударит по петербургским садоводам и дачникам. Как сообщила руководитель службы корпоративных коммуникаций ОЖД (СЗППК является ее дочерней структурой) Светлана Минина, в сложившемся положении перевозки снова становятся нерентабельными. Привести это может лишь к одному – компания вынуждена будет отменять электрички или снова повысить цены на проезд.
– По последним подсчетам, мы перевозим в год около 100 миллионов пассажиров, – говорит генеральный директор СЗППК Константин Воронцов. – Больше объемы только у петербургского метро. Так что говорить о ненужности электричек как вида транспорта по меньшей мере ошибочно. Некоторые электропоезда, скорее всего, придется отменять. Расходы-то у нас не уменьшаются, а отток пассажиров неминуемо произойдет из-за увеличившейся цены. Людям будет дешевле доехать на автобусе или маршрутке до определенного пункта.
По словам Константина Воронцова, практически все субъекты СЗФО уже решили, сколько они готовы заплатить за проезд жителей из бюджета, а сколько придется выкладывать из своего кармана пассажиру. В Карелии, например, им придется платить шестую часть «экономически обоснованного тарифа». Правительство Петербурга выделяет на покрытие разницы между экономическим и социальным тарифами 700 миллионов рублей. И только Ленобласть решила, что у перевозчика слишком большие аппетиты.
Стоит отметить, что несоответствием цен на проезд в двух направлениях заинтересовалась Северо-Западная транспортная прокуратура. Ее специалисты намерены проверить расчет стоимости.
Владимир Афанасьев