«Мы все больше зависим от техники»
Чтобы изучать, как повседневное общение с разнообразными механизмами влияет на наш мозг, профессор Валерий Слезин создал специальный институт
Статьи об открытии профессора Валерия Слезина из Психоневрологического института имени В.М. Бехтерева были опубликованы еще пять лет назад. На Всемирной конференции в Аризоне петербургский ученый рассказал научному миру о феномене четвертого состояния сознания. В начале этого года по инициативе известного специалиста по психоневрологии в Петербурге основан институт нового типа.
– Валерий Борисович, как вам удалось создать новый научный центр, когда почти все подобные учреждения переживают упадок?
– В последние годы я занимался исследованиями по заказам российского правительства. В частности, была такая тема: влияние вкраплений иностранной речи на функции мозга. Мы провели серию исследований и пришли к выводу, что смешанная речь вредна для нашего мозга, – мы должны говорить на чистом русском языке. В 2003 году «Леннаучфильм» выпустил документальную ленту «Все начинается с детства», в которой сообщалось, что после 2001 года число самоубийств в школах возросло в 46 раз. Факторов, которые привели к деградации молодежи, много, в том числе техногенные воздействия на психику. Изучать их сложно: несмотря на то что наша власть коренным образом изменилась, научные структуры остались неизменными. Они работали, пока была организация и жесткая дисциплина, многое делалось на патриотическом энтузиазме ученых. Сейчас это уничтожено. Младший научный сотрудник в институте получает гроши, его работа бесперспективна, поэтому в науку идут не самые способные люди.
– И вы предложили свое решение этого вопроса?
– Да. Что препятствует развитию науки? Низкая зарплата сотрудников, плохой отбор кадров и огромные накладные расходы. Только процентов 20 из средств, выделенных на исследование темы, обычно идет ее исполнителю. Я предложил создавать временные трудовые коллективы для работы над конкретными темами, интересующими правительство. Накладные расходы в таких проектах будут минимальными – процентов 20, все остальное пойдет на зарплату сотрудникам. Мы набираем временный коллектив, способный эффективно выполнить работу, и, если кто-то не справляется, заменяем его. Сейчас много способных выпускников вузов уезжают за границу. Если они будут здесь получать зарплату в три раза большую, чем сейчас, они останутся, и мы сможем развивать нашу науку. Я уже долгое время выступал с идеей нового института, но это было непросто. Для реализации проекта мне пришлось добиться поддержки Совета Федерации, в частности Сергея Миронова. Чтобы изучить вопрос, сюда приезжал его представитель. И вот при поддержке советника председателя Совета Федерации Игоря Лысенко в Петербурге был создан Институт экспериментальной и прикладной физиологии.
– Какова будет сфера ваших исследований?
– Человек сейчас подвергается огромному количеству техногенных воздействий, которые практически не исследованы. В том же фильме «Все начинается с детства» была показана зависимость от компьютерных игр. Мне приходилось иметь дело с такими случаями. Однажды мать привела ко мне сына – парня 21 года, который жил только играми. Я спросил его: «Вы понимаете, что вы – раб?» – «Да, понимаю, но ничего не могу поделать». У таких юношей происходит сдвиг психики, и если они не имеют денег на игры, то бросаются с крыши или попадают в больницу. Мы будем также исследовать, как на психику человека влияет цифровое телевидение, телефоны и другие устройства.
Техногенные воздействия усиливаются тем, что население – у нас и в Европе – становится все более неполноценным, что связано с разрушением института семьи. Согласно исследованиям одного шведского ученого, где высок процент распавшихся семей, 55–60 процентов детей – невротики. А в Судане, где люди имеют прочные семьи, неполноценных детей он не нашел. Воспитание детей – вопрос государственной важности. В 1968 году де Голль ушел с президентского поста, сказав, что не хочет управлять народом, который не заботится о своем будущем. Он был прав: если родители не воспитывают ребенка, он никогда не вырастет человеком, и тогда начнется деградация нации. Главное – воспитать умение управлять собой и стремление к цели. Я посвятил целое исследование формированию ритмов мозга у ребенка. Оказалось, у детей, которые постоянно смотрят телевизор, пассивно воспринимая информацию, нормальные ритмы мозга «созревают» замедленно.
– Государство готово поддержать исследования, о которых вы говорите?
– Думаю, мне удалось что-то сделать в этом направлении, потому что в правительстве понимают: наступило время подумать о будущем. Ситуация уже крайне тяжелая. В то же время государство сегодня очень плохо финансирует воспитание детей. В детских садах убрали музыку, рисование и другие предметы, которые развивают детей. Мелодичная музыка воздействует на человека благотворно. И я с участием доцента Консерватории проводил исследование влияния такой музыки на мозг.
– То есть вы исследуете не только негативные, но и позитивные воздействия на психику?
– Мы живем в системе ритмов: наше сердце и мозг работают в определенном ритме. И именно с различными фазами работы мозга было связано мое открытие. Он может находиться в одном из трех состояний – бодрствование, быстрый сон и медленный сон, – которые отличаются характером электрических импульсов в коре головного мозга. Я решил узнать, может ли человек функционировать в режиме медленного бодрствования. Для эксперимента мы пригласили слушателя Духовной академии и записали его электроэнцефалограмму во время молитвы. И обнаружили удивительную вещь: у молящегося человека в полном сознании электроэнцефалограмма показывала полное выключение коры мозга… Почти полностью отсутствовал электрический импульс – излучение составляло 3 герца. Этот феномен мы назвали четвертым состоянием сознания.
Священникам хорошо знакомо это состояние. Я беседовал с митрополитом Антонием из Египта, рассказывавшим, что он в таком состоянии может легко выдержать пятичасовую литургию при сильной жаре. В Афонском монастыре практиковали исихазм – безмолвную молитву, которая помогает достичь того же просветленного состояния. В религиозной практике эти вещи используются давно, я же попытался вывести наши исследования на научный уровень. Но существует мощное противодействие таким экспериментам, основанное на предрассудках.
В новом институте мы будем проводить исследования прикладного характера. Юридически мы уже существуем. Мы уже можем брать заказы, причем не только государственные, но и у частных организаций. Недавно мне пришло предложение из технополиса «Сколково» исследовать влияние катодных ламп на мозг человека, и мы уже начали этим заниматься.
– Кто еще ваши потенциальные заказчики?
– Думаю, любой производитель и продавец, заинтересованный в том, чтобы получить объективную информацию о том, что он производит или продает. Мы все больше зависим от техники, но не отслеживаем ее воздействие. Получается, что телега бежит впереди лошади, а надо наоборот. Поэтому, я думаю, у нашего института хорошие перспективы.
Беседовала Наталья Григорьева