Волшебная ниточка
Сегодня все в России убеждены: вытянуть страну из кювета на дорогу, ведущую к светлому будущему, способна только модернизация, с ее инновационным двигателем и постоянно обновляющимися технологиями. Вот только с чего начать строить эту чудо-машину модернизации, никто толком не знает.
В XIX веке в городские трущобы, кишмя кишевшие грабителями, наряду с врачами могли без опаски заходить только школьные учителя, в том числе молоденькие беззащитные «учительши». Таков был статус педагога даже в низах общества. Моя бабушка рассказывала, как уже после Великой Отечественной, когда она работала в школе на Большой Охте, где еще полно было деревянных домишек с подсобными хозяйствами, мамаши норовили сунуть учительнице то пяток яиц, то кринку молока. И при этом приговаривали: «Папи у моего Петьки нету, бить некому. Так вы дайте ему подзатыльник, да покрепче, он вас послушает».
Теперь престиж учителя упал до копеечной цены. Государство в своих официальных документах приравняло все учебные заведения к сфере услуг, в расхожем мнении рейтинг преподавателя средней и высшей школы стремится к плинтусу, а иные родители уже вовсю сами учат учителей – в том числе кулаками.
Зато престиж образования у нас необычайно высок. Сегодня «почти 80–85 процентов молодых после окончания школы идут в университеты». Такие данные привел президент Дмитрий Медведев в одном из интервью в конце прошлого года. Но при этом в его словах не было радости. Слишком часто вузовские дипломы – даже те, что не были просто куплены, – вовсе не свидетельствуют о мало-мальски профессиональной подготовке их обладателей. Сейчас 65,9 процента молодых россиян студенческого возраста учатся в вузах, немцев – 46,3. Но если та же Германия тратит на образование 4,6 процента своего ВВП, то Россия – всего 3,8, да и ВВП наш к тому же примерно в четыре раза ниже.
За этими цифрами – ворох тяжелейших недугов, поразивших российскую высшую школу. Достаточно назвать три. Порочная система, которая на протяжении пяти лет обучения отсеивает лишь самых отпетых лодырей и непроходимых тупиц, поскольку даже незначительное сокращение студентов грозит неминуемым сокращением преподавательского состава. Отсутствие современного научного оборудования. Нищенские оклады преподавателей, особенно молодых, не имеющих еще педагогического стажа, научной степени и хотя бы скромной руководящей должности.
Повторяю: образование у нас по-прежнему, как и полвека-век назад, в большой цене. Но вот образованный человек, представитель интеллектуальных профессий обычно не ценится никак и никем. Ни общественным сознанием, ни работодателем. Исключение составляют лишь отдельные люди, раскрученные в СМИ, прежде всего на телевидении. Да и те крайне немногочисленны, ведь, отвечая на запросы своих аудиторий, телевидение, газеты и радио куда желаннее привечают эпатажных личностей, смазливых болтунов, скандалистов, а если ученых, то преимущественно шарлатанов…
Между тем модернизация возможна только при развитии науки, развитие науки – только при избытке ученых (главным образом молодых), избыток ученых – только при качественном образовании, а оно – только при высоком престиже интеллектуалов, производством которых занимаются преподаватели. Эта логическая цепочка обладает предельной жесткостью: вырвите из нее хотя бы одно звено, и никакой модернизации не получится.
Ни государство, ни общество до сих пор не осознали, что главная фигура желанной модернизации не чиновник, не бизнесмен и даже не ученый, а Учитель, школьный и вузовский. Именно такой – с большой буквы. Он как главное действующее лицо образовательной системы и есть та волшебная ниточка, потянув за которую, можно вытянуть всю страну.
Подтверждением тому опыт Финляндии: наши соседи еще с полвека назад начали всемерно развивать школьное и вузовское образование. Все средние учебные заведения в этой стране, включая частные, бесплатны. Как и университеты, причем не только для своих, но и для иностранных студентов. Финны зарабатывают не на тех, кто учится, а кто потом, на основе полученных самых современных знаний, создает новый высокотехнологичный продукт. Во многом благодаря такой стратегии за короткий срок экономика этой небольшой страны, обладающей, кстати, весьма скудными природными богатствами, превратилась из аграрной в информационную, а ее ВВП за последние десять лет вырос на 37 процентов.
Еще одно подтверждение той ведущей роли, которую играют в модернизации учителя и система образования в целом, – наша собственная недавняя история. В 1930–1950-е годы индустриальную экономику Советского Союза создавали не только миллионы бесплатно трудившихся зэков-рабов, но и сотни тысяч ученых, конструкторов, инженеров, техников, высококвалифицированных рабочих, получивших отличные знания у дореволюционных, а потом и советских педагогов. Но уже начиная с 1970-х, когда сперва престиж учителя и позже вузовского преподавателя стал неуклонно снижаться, ни о какой модернизации не могло быть и речи – застой сменился неминуемым разрушением экономики и всего государства.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»