«Я не умею доверять своим ногам»
Ксения Макарова обязана была выиграть чемпионат Европы по фигурному катанию
Завершившийся в Берне чемпионат Европы по фигурному катанию принес сборной России две серебряные и одну бронзовую медаль, надежды на светлое будущее и… много знаменитого швейцарского шоколада, закупленного нашей делегацией в местных магазинах. Причем общее мнение таково, что этой добычей мы должны быть сыты даже без шоколада. Позволю себе не согласиться с большинством. Хотя бы потому, что в трех из четырех видов программы можно было насытиться блюдами повкуснее и поизысканнее.
Речь в первую очередь о прекрасных дамах. Со времен Ирины Слуцкой не было в отечественном женском одиночном катании персон, сопоставимых с ней по таланту. Не стану пока утверждать, что они наконец-то появились, но шанс на «выращивание» чемпионского таланта как у Ксении Макаровой, так и у Алены Леоновой, безусловно, имеется. Они очень разные: самоуверенная Ксения, впитавшая в себя и российские, и американские уроки фигурного катания, и немного скромная Алена, более верная отечественным традициям. Но у обеих есть все, чтобы продолжать расти.
Осмелюсь заявить, что в Берне Макарова не просто могла – обязана была лишить удовольствия швейцарскую публику насладиться бенефисом Сары Майер, ставшей лучшей среди худших с прошлогодней программой, которая по уровню сложности не прокатила бы даже лет десять назад. Весьма приятная во всех отношениях девушка Сара, объявившая о завершении карьеры еще перед чемпионатом Европы, обделена каскадом 3+3, без которого, как считалось, нынче выигрывать невозможно. Мало того, она даже позволила себе заменить два других каскада на одиночные прыжки. Когда все падают, порой можно и вообще не прыгать. И швейцарское гражданство, поверьте, здесь было абсолютно ни при чем.
Все, что требовалось от Макаровой для золотой медали, – спокойно, без срывов откатать произвольную программу. Не сложилось, дважды подвел ритбергер. Кстати, это был такой не швейцарец, а австриец…
– Мой тренер Евгений Рукавицын сказал: я упала потому, что еще не умею доверять своим ногам, – рассказала Ксения. – Надо этому учиться.
Появление Рукавицына в роли тренера Макаровой для многих стало большой неожиданностью. Хотя бы потому, что работа Виктора Петренко с Ксенией со стороны выглядела вполне плодотворной. Правда, до январского чемпионата России. А после было принято решение о разрыве творческого союза.
– Мы расстались с Петренко по-доброму, – говорит Макарова. – Просто я больше не хотела перед чемпионатом Европы тренироваться в Америке. С января работаю с Рукавицыным в Петербурге. Буквально за три недели здорово изменили произвольную программу «Эвита» на музыку Эндрю Ллойда Веббера. Поменяли картину всей композиции. По-другому расставили элементы. Теперь они более компактные, я не бегаю из стороны в сторону. Спасибо Рукавицыну и хореографу Ольге Глинке. Они подстраивались под меня. Спрашивали, как мне удобней кататься. Я рада, что у нас сложился такой творческий союз.
Насколько прочным окажется этот союз? Поживем – увидим. Но программа Макаровой действительно сильно изменилась за короткий срок. Вот только разговоры о музыке неактуальны, когда нет ритбергера…
Кто действительно поразил своей программой в Берне, так это француз Флоран Амодьо. Простите, не француз совсем, конечно, а представитель Франции бразильского происхождения. Его выступление в произвольной программе вызвало шок у одних и восхищение у других. Все четыре с лишним минуты Амодьо рьяно зажигал, размахивая руками, словно находился не на чемпионате Европы, а на ночной дискотеке. Причем не берусь сказать, что это размахивание имело родство с хореографией. В старые добрые времена подобное позволялось фигуристам только на показательных выступлениях. О времена, о нравы… Впрочем, прокатило. А коли прокатило, то идеолог своеобразной революции в мужском одиночном катании прав. И я просто не мог не поинтересоваться у этого идеолога, как ему вообще такое пришло в голову.
– Задумка в том и состояла, чтобы шокировать зрителей и судей, – признался корреспонденту «НВ» поставивший чудо-программу Николай Морозов. – Это не означает, что у Флорана теперь всегда будет такой имидж. Просто я убежден, что фигурное катание должно хоть куда-нибудь, но развиваться. Необязательно в сторону дискотеки. Но нужно придумывать что-то новое. Допускаю мысль, что не все это новое примут. Ну и пусть. Зато большинство зрителей в восторге. Они тоже хотят новых ощущений, новых идей на льду…
Примерно в том же, новаторском направлении мыслят и другие ведущие тренеры. Например, Александр Жулин, работающий с невероятно перспективным танцевальным дуэтом Елена Ильиных – Никита Кацалапов.
– Танцы непременно будут прогрессировать, прежде всего в техническом плане, – рассуждает Жулин. – Мы пытаемся приблизиться к одиночникам, которые исполняют четверные прыжки, и к спортивным парам, которые используют сложные связки прыжков. То есть стараемся привнести в танцы новизну и сложность. Мои ученики – Ильиных и Кацалапов – сложностей не боятся.
В Берне Лена с Никитой обошли пьедестал стороной, в отличие от серебряных призеров Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева. Но на Олимпиаде в Сочи выиграют Ильиных и Кацалапов. Считайте это всего лишь прогнозом.
Андрей Мотовилов, Берн