Папа – тоже святой?
На каком основании католическая церковь канонизирует Иоанна Павла II
Решение о том, что 1 мая 2011 года Папа Римский Иоанн Павел II будет причислен к лику блаженных, принял его преемник Бенедикт XVI. Это случилось после пятилетнего процесса беатификации (первый этап католической канонизации), который начался 13 мая 2005 года, через полтора месяца после смерти понтифика. 14 января пресс-служба Святого престола объявила о подписании декрета, подтверждающего причастность покойного папы к совершению чуда. Чудо – главное условие для причисления к лику святых. О сверхъестественном исцелении французской монахини стало известно уже через два месяца после кончины Иоанна Павла II, но только сейчас этот случай был официально признан католической церковью.
Сорокавосьмилетняя Мари Симон-Пьер страдала болезнью Паркинсона (которой, кстати, болел и сам Кароль Юзеф Войтыла). В конце концов у женщины парализовало левую сторону тела. Когда Бенедикт XVI выразил намерение досрочно (не дожидаясь, пока пройдет пять лет со дня кончины папы, как это принято у католиков) начать процесс беатификации своего предшественника, в монастыре стали молиться покойному папе за исцеление больной сестры – и Симон-Пьер исцелилась: исчезли боль и непроизвольное дрожание конечностей. Проведенные неврологические обследования подтвердили, что женщина полностью здорова.
Ни врачи, ни специальная комиссия кардиналов и епископов, рассмотревшая этот вопрос после комиссии медиков, так и не смогли при помощи естественно-научных методов объяснить факт исцеления монахини. Болезнь Паркинсона – тяжелое прогрессирующее и неизлечимое заболевание, побороть причины которого современная медицина не в состоянии. Лекарственные и хирургические методы способны только облегчить течение болезни.
Факт исцеления налицо, однако ускоренная беатификация папы вызвала радость не у всех европейцев и даже не у всех католиков.
Дело в том, что в католической церкви существует разделение праведников на святых и блаженных. Блаженный – это человек, которого Церковь считает спасенным и пребывающим на небесах, но в отношении которого не устанавливается общецерковное почитание, а разрешено только местное. Разделение канонизации на процесс беатификации (причисления к лику блаженных) и собственно причисления к лику святых было введено в 1642 году папой Урбаном VIII.
Но уже через месяц после смерти понтифика-поляка, характеризуя своего предшественника, папа-немец заявил, что «наряду со многими человеческими и сверхъестественными качествами он обладал поразительными духовными и мистическими способностями». А простые верующие уже в день похорон папы 8 апреля 2005 года восклицали на площади Святого Петра: Santo subito! («Святой немедленно!»)
Однако вскоре группа из 12 католических богословов и историков Церкви из Испании, Италии, Австрии и Сальвадора подписала письмо протеста в связи с начавшимся процессом беатификации. Они призвали Церковь принять к сведению негативные оценки понтификата Иоанна Павла II. Все это напоминало процесс канонизации расстрелянной царской семьи в России, когда факты, необходимые для причисления людей к лику страстотерпцев, противопоставлялись политическим решениям Николая II и даже его личной жизни.
В вину Иоанну Павлу II, в частности, вменяются «репрессии» в отношении ряда богословов, в первую очередь – в отношении представителей латиноамериканской «теологии освобождения» (смесь католицизма и коммунистической идеологии). В свою очередь, бывший личный секретарь Иоанна Павла II, ныне архиепископ Кракова Станислав Дзивиш подчеркнул, что «успешная борьба покойного понтифика с фальшивой идеологией – лишний довод в пользу его святости».
Папе припомнили и финансовые махинации, в которые оказался вовлеченным Ватиканский банк в годы его понтификата. Кроме того, богословы, подписавшие письмо протеста, вменили папе еще пассивную позицию Церкви в отношении педофилии среди духовенства. При этом часть подписантов относилась к движению «Мы – Церковь», выступающему за либерализацию отношения Церкви к женскому духовенству, контрацепции и гомосексуалистам.
В это же время сенсационные сведения о предпоследнем понтифике были собраны в книге «Почему святой», которую выпустили в Италии польский священник Славомир Одер и местный журналист католического еженедельника Саверио Гаэтой. В своей работе они опирались на тысячи документов и показания 114 свидетелей. Так, согласно книге, папа римский еще в 1989 году начал думать о своей добровольной отставке (неслыханное в истории папства дело!), а затем серьезно рассматривал такую возможность в 1994-м. Более того, он советовался по поводу исторических и богословских аспектов данной проблемы со своим будущим преемником кардиналом Йозефом Ратцингером. В итоге папа отказался от этой идеи – придя к мнению, что в Церкви нет места для «бывшего папы». В книге говорится также, что Иоанн Павел II, будучи религиозным мистиком, занимался самобичеванием, которое среди католиков одобряется. По свидетельству Одера, в личном шкафу понтифика среди одежды находился особый брючный ремень, который он использовал в качестве хлыста.
Как бы то ни было, но что касается чуда исцеления, то этот факт никто не подвергает сомнению. Да и традиционный пятилетний срок ожидания перед объявлением покойного беатифицированным уже истек. Так что 1 мая Иоанн Павел II «официально» станет святым.
полемика
против
Был святым, но при чем здесь канонизация?..
Дэн Шорин, писатель, протестант, представитель деноминации «Христиане веры евангельской»
Сложно умалить роль Иоанна Павла II в истории христианства. Это был человек и христианин, всей своей жизнью доказавший, что учение Христа живо и действенно, что оно в полной мере отражает запросы современного общества. Иоанн Павел II ввел католическую Церковь в XXI век очищенной, публично попросив в марте 2000 года у Бога прощения за совершенные Церковью грехи. Его обещание «Никогда более!» громогласно прозвучало под сводами собора Святого Петра в Риме. Чуть ранее были реабилитированы Галилео Галилей и Николай Коперник, начат межконфессиональный диалог, призванный положить конец религиозной розни. Стоит отметить и написанное в 1962 году письмо польских епископов немецким епископам «Мы прощаем и просим прощения», одним из подписантов которого был Кароль Войтыла. Это письмо проломило стену недоверия между польским и немецким народами, стало бальзамом для истерзанной минувшей войной Европы.
Иоанн Павел II вернул католической церкви покаяние. Не таинство, а именно стиль жизни. Почти 500 лет назад, в октябре 1517 года, богослов Мартин Лютер выдвинул 95 тезисов, с которых началась Реформация. Первый из них гласит: «Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь...», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием». Именно в этом заключалась жизнь Иоанна Павла II.
Однако когда речь заходит о святости, позиции католиков и протестантов разнятся. Логическим развитием тезисов Мартина Лютера стали знаменитые пять тезисов протестантизма, на одном из которых – Solus Christus – стоит остановиться подробнее. С точки зрения протестантов, только Христос может служить посредником между человеком и Богом. Действительно, если папа римский признает грехи Церкви, возникает вопрос: как сочетаются святые, которых считают посредниками между людьми и Богом, и грех, который они совершали? Библия дает на этот вопрос однозначный ответ. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». (1Тим. 2:5).
А как же святость? Если внимательно читать Новый Завет, можно заметить, что апостол Павел в своих посланиях обращается к верующим, называя их святыми. А потом начинает перечислять их грехи и призывает к покаянию. Дело в том, что слово «святой» (евр. «кадош») означает нечто таинственное, иноприродное миру. Этим словом именовались все предметы и люди, посвященные Богу. Не существует других посредников между человеком и Богом, кроме Христа, но каждый посвятивший себя Ему, свят. Именно поэтому нет смысла в беатификации и последующей канонизации Иоанна Павла II: его святость не вызывает сомнений, но эта святость при жизни, а не святость после смерти. Он доверил себя Богу, сделав этот мир лучше.
за
Это было дыхание Духа Святого в наш странный век
Илья Стогов, писатель, католик (в 1995 году представлял Россию на V Всемирном форуме католической молодежи в Маниле и получил аудиенцию у Папы Римского Иоанна Павла II)
Несмотря на то что я католик, народные формы почитания священства мне чужды. Как всякий нормальный католик, я немножко антиклерикал, то есть священникам руки не целую. В католической церкви считается, что мы все – народ Божий, каждый из нас выполняет свою функцию, и моя функция как мирянина часто оказывается важнее, чем функция духовенства, которое служит мессы. По большому счету, это они мне должны руки целовать. Но в случае с последним понтификом – это совершенно другая история. То, что он святой, было понятно абсолютно любому.
В этом смысле очень показательна ситуация, когда такой рьяный антихристианский канал, как НТВ, засылал своих корреспондентов в Ватикан в то время, когда папа умирал, чтобы показать «мракобесие»: съехавшиеся со всего мира ограниченные люди стоят, что-то кричат, молятся – в общем, глупостями занимаются. И было видно, как корреспондент начинал говорить, а у него не получалось. То есть он видел, что присутствует при историческом событии, происходит что-то такое, чего он никогда до этого не видел и, скорее всего, больше никогда не увидит. Это дыхание Духа Святого в наш странный ХХI век было видно даже через объектив странной камеры НТВ.
С папой я встречался целую эпоху назад, на Филиппинах. В принципе, если человек хочет сфотографироваться с папой римским и потом всем показывать фотографию в рамке, то это легко устроить. Можно заплатить какую-то денежку, и тебя пригласят на общую аудиенцию, когда по понедельникам папа в течение часа принимает всех желающих. Но официально от лица России Иоанн Павел II принимал только двух людей: посла России в Италии, который в те времена пытался заигрывать с Ватиканом, и меня, потому что я представлял католическую церковь России. Это было смешно, потому что мне было 20 с небольшим лет, я был длинноволос, носил сережку, и когда отправился на Филиппины, еще не знал, что встречусь с папой.
Всемирный форум католической молодежи – это официальное и грандиозное мероприятие наподобие нашей Олимпиады-80. Все Филиппины стояли на ушах. Но папа пришел и сразу показал, что он приехал общаться именно с молодежью, а не с официальными лицами. Он, например, отказывался читать по бумажке, которую ему давали, и всегда говорил своими словами. Когда я с ним разговаривал, он острил: сказал, что я русский богатырь. Он категорически не хотел играть по официальным правилам, он всегда ломал любой протокол. Когда он ехал в Венгрии, например, на прием к президенту, когда только пал коммунистический режим, по дороге он увидел монумент и спросил, кому он поставлен. Ему сказали, что это памятник 516 венгерским протестантам, которые были убиты католиками. Он остановился и пошел молиться, просить прощения. Это был максимально открытый и совершенно незашоренный человек, который никогда не лез в карман за словом, чтобы извиниться, в том случае, если действительно нужно было извиниться.
Через 15 лет я оказался в Италии в тот день, когда людей пускали в крипту собора Святого Петра, где он похоронен. Там, на третьем уровне под собором, похоронен апостол Петр, а соседняя могила – Иоанна Павла II. Мне этого хватило, так что 1 мая в Италию я не поеду.
Камилла Нигматуллина. Фото АFP